“Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.” (Ис. 3:10-11).
Здесь идет речь о двух категориях людей – о праведниках и беззаконниках: на эти две части разделяет Библия все население земного шара. С первой и до последней страницы проводит она строгую разделительную грань между «праведником» и «беззаконником».
В самом начале человеческой истории уже говорится о «семени жены» и о «семени змея», о беззаконнике-убийце – Каине, дела которого были злы, и об Авеле – на дар которого «призрел Господь»… Дальше повествуется о потопе, погубившем нечестивых, в то время как Ной, обретший благодать перед Господом, спасся в ковчеге, как представитель «праведников».
Ангел-губитель поражает непокорных египтян; израильтяне же в это время, в полной безопасности, празднуют пасху.
Эти две категории людей – нечестивых и праведных – существовали всегда, и всегда между собою враждовали. Израиль был притесняем в Египте; его преследовали амаликитяне в пустыне; он подвергался нападению врагов в земле Ханаанской; его уводили в плен в Ассирию и Вавилон… в среде самого народа израильского существовали идолопоклонники и лицемеры, которые, хотя и принадлежали к израильтянам, но не были избранниками Божьими.
И в наше время, когда существует Церковь Христова на земле – мы тоже видим великую разницу между людьми, боящимися Господа и людьми, не имеющими страха Божия.
Потоп явился, как казнь, за то, что сыны Божии начали брать в жены дочерей человеческих; союз Церкви с миром оскорбляет Бога и вызывает гнев Его. До конца мира Бог хочет, чтобы существовало различие между золотом и изгарью.
Вначале Бог «отделил свет от тьмы»; свет назвал Он «днем», и тьму «ночью»; и Он требует, чтоб мы не смешивали эти два понятия, и не называли свет – тьмою, а тьму – светом. Он запрещал евреям засевать свои поля двумя рядами семян (Лев. 19:19; Вт. 22:9); запрещал им носить одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна; этим Он прообразно запрещал смешение чистого с нечистым. Он хочет, чтобы «чистое семя» служило Ему и боялось Его; что-бы оно выходило «за стан», неся поругание Возлюбленного Сына Его; «семя» это всегда должно отличаться от того семени, которое находится под властью «князя, господствующего в воздухе», дерзко вопрошающего: «Кто такой Иегова, чтоб я послушался голоса Его?»
Ясная граница отделяет праведника от беззаконника; граница эта – искупительная жертва, и одна только вера может переступить эту грань: вера в спасение драгоценной Кровью Христа является отличительной чертою праведника, источником его жизни; плоди, которые приносит в жизни своей человек, веры, отделяют его от нечестивого мира, не приносящего «плода», потому что у него не т»корня» – веры.
Веришь ли ты в Иисуса Христа? На чьей стороне стоишь ты? За Христа ты и за ту Божию правду, которую Он принес в мир, – или за врагов Его? Влечет ли тебя к Спасителю – этому совершенному Образцу любви и чистоты, и сознаешь ли ты, что Он сделал тебе? Если нет, то ты остаешься отчужденным от Бога, отчужденным от Христа, чуждым заветам обетования; тогда ты разделишь судьбу врагов Спасителя.
Это различие резко и определенно, и большинство людей находятся или. Одном из этих положений, или в другом. Праведник от беззаконника отличается так же, как жизнь отличается от смерти. Находиться между жизнью и смертью человек не может; он – или жив, или мертв. Если в нем и теплится хотя бы одна искра жизни, – он не может быть причислен к мертвым; он живет, и надо надеяться, что будет жить, для целей высших; если же он умер, и последний проблеск жизни в нем потух, то во что бы ты его ни одел, чем бы ты его ни украсил, – ты не можешь вдунуть в него дыхание жизни: он умер.
Между жизнью и смертью, между праведником и беззаконником промежуточных ступеней не существует: человек живет или под благодатью, или вне благодати; он – или грешник, или святой во Христе. И ты, читатель мой, тоже: или оживотворен дыханием Духа Святого, или ты мертв в преступлениях и грехах. Кто не с Христом, тот против Него; кто с Ним не собирает, то расточает; таким образом, те слова из Священного Писания, которые я поместил в начале статьи, относятся к каждому человеку, читающему это: если ты праведен, – благо тебе; если же ты не праведен, хотя бы ты себя и не причислял к беззаконникам, и даже возмущался при мысли, что так тебя можно назвать, – все-таки, ты беззаконник, и слова пророка Исаии относятся к тебе. «Беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его».
Да испытает всякий из нас сердце свое вот теперь, в эту минуту. Отдадим себе отчет – чем полна душа наша? Чем она живет? Живет ли она Христовым Духом, проявляющимся в мыслях, словах и поступках наших?.. Только надо твердо помнить, что задав себе эти вопросы, без ответа оставлять их нельзя. Нельзя отходить от престола благодати, не получив полной уверенности в том, что Христос – Искупитель твой, и что ты теперь – собственность Его.
«Благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих»… Если ты не оправдан Богом Кровью Христа и обновляющей силою Духа – ты не имеешь права отнести к себе этих слов; а, в таком случае, значит, грозное слово и «возмездии за дела рук беззаконника», – обращены именно к тебе, и ты удар это прими с покорностью: быть может, это Господь посещает тебя в буре угроз! Быть может, те темные тучи, которые легли на твою душу от этих Его слов, – служат подножием но Его. В суровом обличении увидишь и любовь Его!
Если Господь хочет сокрушить твое сердце – не сопротивляйся! Проси Его, чтобы это сокрушение привело тебя к Спасителю, и вызвало твое обращение и оправдание Им.
Разберем подробнее слова Исаии.
Духовное благоденствие праведника.
Прочтем начало: «Скажите праведнику, что благо ему: ибо он будет вкушать плоды дел своих». Обратите внимание, про что тут говорится: «Благо – праведнику». Слово простое и сильное, напоминающее: «Да будет свет, и стал свет».
«Благо» ему – когда? Очевидно, благо – вообще, благо – всегда. Если бы написано было: «Скажите праведнику, что благо ему в дни благоденствия его», – мы могли бы это понять так, что Бог хранит праведного и в те дни, когда ему все удается, когда он доволен и счастлив; потому что ведь мы знаем, что такое время представляет собою вообще большую опасность для души… Если бы было написано: «Скажите праведнику, что благо ему во время испытаний» – мы могли бы благодарить Бога за то, что Он обещает человеку помощь в тяжелые минуты… Но здесь нет никаких указаний на то, когда именно праведнику «благо», и, значит, это надо понять так: «Благо ему – во всех случаях жизни», видит ли он в лучах счастья светлый Лик Его, или выносит всякие жизненные затруднения… «Скажите праведнику, что благо ему»… От начала и до конца и до конца года, от восхода солнечного и до заката, от вечерних сумерок и до утренней зари… Благо ему, когда, как отрока Самуила, поднимает его с постели зав Божий на служение; благо ему, когда, как старец Давид, он на одре болезни восхваляет Бога; благо ему, когда, как Соломон, он наслаждается всем, что только может дать жизнь; благо ему и тогда, когда как Лазарь он лежит весь в ранах, и псы лижут струпья его… Благо праведному, когда всеми уважаемый и любимый, богатый и здоровый, он, как Иов, удаляется сам от зла, наставляет людей на все хорошее и поддерживает слабых… Но благо ему и в те горькие минуты, когда, как тот же Иов, он, весь в проказе, изнемогающий, с разбитым сердцем, слушает речи друзей своих, не смягчающие, а только растравляющие его горе… «Скажите праведнику, что благо ему»… В радости, в скорби, в искушении – всегда «благо ему». Ничего, кроме благодати, ему нельзя и ожидать, потому что никакие жизненные обстоятельства не могут нарушить его душевного мира, не могут отнять у него этого духовного блага. Будущее, которое, обыкновенно, так страшит людей – его не пугает. Он знает, что придет пора старости, когда увядшими листьями будет усеян путь его, когда притупится зрение, ослабеют силы… смерть станет у порога; но об этой поре он думает, как о лучшей поре своей жизни, потому что тогда уже близко будет тот покой, который обещает Господь всем верным детям Своим.
А если праведник устремит свой умственный взор еще дальше, за грань земного бытия, то, при свете дарованных ему обетований, он увидит, что и там, в потустороннем мире, его тоже ожидает «благо».
И конца этому благу не будет! Пророк не говорит, что праведник будет блаженствовать до известного времени, а не дольше: нет, безмерна широта обетования Божия!.. Пусть разрушится земной шар, пусть в беспредельных пространствах уничтожаются и возникают новые миры… Дух христианства, его «сущность» – не пострадает от этого: вечным покоем, вечным блаженством будет он наслаждаться, по непреложному обетованию Божию.
Мы верим, когда умный и опытный человек говорит нам, что «все будет хорошо»: оно, часто, и сбывается… Но насколько же лучше, чтобы не человек, а Сам Господь сказал нам, что в будущем нас ожидает благо! А Он именно и говорит это всякому «праведнику», всякому чаду Своему…
Мы благодарим Бога – за веру нашу, за способность верить – вопреки всему, что плоть наша, окружающий мир и дух зла могут противопоставить нашей вере. Слово Божие заменяет нам видение: верьте, о мои читатели, божественному авторитету – больше, чем тому, что подсказывают вам ваши чувства!
Кого Бог благословляет, на том Его благословение пребывает. Всякое слово исходящее из уст Его – безусловная истина, и мы вполне можем быть спокойными относительно «блага» нашего внутреннего человека, т. е. духа нашего: потому что наш внешний человек – тела наши – ведь это вовсе не мы сами, а только оболочка, только хранилище, в котором заключается драгоценность – дух наш. Тело – одежда, в которую дух человека временно облечен. Эта лучшая благороднейшая часть нас самих, возрожденная Богом в новую жизнь, будет вкушать благо: таков смысл тех слов пророка Исаии, которые мы теперь разбираем. Если Бог с нами, чтобы нас освящать и поддерживать, – самые неблагоприятные обстоятельства будут содействовать нам ко благу. К какому «благу»? Не какому нибудь поверхностному благоденствию души, а к полнейшему, глубокому удовлетворению и счастью. Самое высшее, самое светлое, что только можем мы себе представить, будет достоянием души праведника, души оправданной, облагороженной, очищенной, освященной. Бог уже дал верующему все, чего только может желать его сердце, Он ему дал во Христе все, потребное ему и в этой жизни, и в будущей. Действительно – «благо праведнику» – благо ему в самом широком, истинном смысле этого слова.
Прежде, чем кончить размышления об этом обетовании, я хочу обратить ваше внимание на то, что Господь желает, чтобы праведник об этом обетовании знал, чтобы он чувствовал себя счастливым. Оттого Он и говорит пророкам Своим: «Скажите праведнику, что благо ему». Обыкновенно, если человеку предсказывать славу, успехи, богатство, то это не бывает ему полезным: им легко овладеть самонадеянность и гордость… Но в случае с «праведником», т. е. с истинным христианином, такой опасности не: он – не возгордится, когда услышит: «благо тебе». Господь хочет, чтобы всякий проповедник утешал народ Его; Он хочет, чтобы древняя чудная Книга вещала народу этому о всей полноте его усыновления Богом, о том наследии, которое непременно его ждет; чтобы она утешала людей в течение их земной жизни и показывала им славу их в будущей. «Скажите праведнику, что благо ему»… Говорите это часто, напоминайте людям, что их ждет блаженство!
Вот я и сегодня говорю вам это. О, братья мои! Слова нашли доступ к умам и сердцам вашим, если бы вы – увидели, почувствовали и возрадовались!
Обращаюсь к каждому из моих читателей в отдельности: ответь на вопрос: «Во Христе ты, или нет? Подошел ли ты к источнику драгоценной крови Его? Омылся ли ты нем? Доверился ли ты Господу Иисусу? Тебе, быть может, кажется, что все идет не так, как бы следовало; что чем больше ты стараешься поступать правильно, тем твоя жизнь идет хуже. Но вот сегодня Бог сказал служителю Своему: «Скажи праведнику, что благо ему». Я это и говорю теперь; говорю в сущности, не я, а Бог: «Благо тебе и благо будет тебе». О, если б ты тому поверил! Если б ты поверил! Да и как же не радоваться праведному от всей души? Мне часто приходит в голову, что я лично не довольно «радуюсь»; что народ Божий вообще не достаточно радуется в Господе». Ошибаюсь я или нет?…
В чем выражается главное поклонение Богу в мире? В радости в Господе. «Радуйтесь всегда в Господе». Я думаю, что лучше всего мы доказываем свою любовь Богу и заслуживаем благоволение Его, когда мысль о Нем вызывает ликование у нас в сердце. Но, действительно, мало благоухания радости нашей возносится к престолу Божию! Мы омрачаем наш ум мыслями о земном существовании, о грехах своих, о нашей душевной борьбе и внутренней развращенности, и забываем о том, какой милосердный Бог у нас есть. Мы мало прославляем любовь Его, любовь Христа Иисуса! Бездна бесконечных утешений, поток неиссякаемых радостей – Бог наш. Да будет благословенно имя Господне во веки веков! Да торжествуют сердца наши при мысли о благости Его, да радуются они при произнесении имени Его. Сам Бог – великая радость наша, и чтобы помочь нам торжествовать в Нем, Он утешает нас этими небесными словами: «Благо тебе, дорогое чадо Мое; благо тебе теперь и во всей вечности».
Попробую указать в нескольких словах, почему должно быть полно радостью наше сердце. Следите внимательно за моей мыслью. Праведнику хорошо на душе, потому что величайшая его беда прошла: его виновность греховная. Из-за нее он был как в мрачной темнице, где томился жаждой и голодом. И теперь он освободился! Потому что грех его проще: Он оплакивает грех свой, но вместе с тем знает, что за него пострадал взявший его на Себя велики Искупитель; и человек радуется, что он прощен, что правосудие Божие удовлетворено.
Вы ведь, наверно, помните то время, когда готовы были отдать все на свете за сознание, что Бог простил вам грехи ваши? Теперь, верующая душа, грех твой прощен; все, что тебя отделяло от Бога, – прошло; беззакония твои изглажены жертвой Иисуса Христа, и никто не может осудить тебя, Богом оправданную.
Вторая твоя велика беда также скоро окончится: теперь грех еще живет в тебе и сила греха причиняет тебе страдание. Но эта сила будет сокрушена: Христос смертью Своею нанес смертельный удар греху, державшему тебя в своей власти; теперь мы ведь не под законом, а под благодатью. Близок день, когда у тебя пропадет всякая наклонность к греху. Блажен час, когда все твои стремления обратятся вверх, к добру, к Богу, когда зло потеряет для тебя свою притягательную силу! Тогда исчезнет всякая страсть, всякая преступная мысль, всякое не духовное желание: душа будет совершенно очищена, омыта; полнота подобия Божия проявится в ней. Святость, без которой никто не может увидеть Господа, обещана всякому верующему, вступающему в завет с Богом.
Так избавляется человек и от второй великой беды милостью Бога своего. Человек – счастлив: ни вина за грех, ни сила греха не тяготеет уже над ним, радость заливает его душу.
Христианин знает, что лучшие сокровища его – в безопасности. Если земной корабль его не окажется на нем; если вор проникнет в дом – то самого драгоценного он похитить не может: оно скрыто со Христом в Боге; если моль испортит его одежду, – вечное одеяние его останется в целости: оно приготовлено ему в великом небесном доме, и в него он облечется, сбросив с себя свою ветхую могильную оболочку. Сокровища верующего всегда в полной безопасности; ни время им не вредит, ни смерть их не уничтожает, ни дух зла не может похитить их не уничтожает, ни дух зла не может похитить их. А все постигающие его печали только содействуют ко благо его. Бывают и у него трудности, как и у прочих людей: не всегда живется ему легко; но все жизненные затруднения приносят ему одну лишь пользу. Теряя, он выигрывает; болезнь содействует его здоровью; терпя лишения, он приобретает друзей; неудачи, в конце концов, содействуют его победе.
Дорогие читатели мои! Христианину так хорошо, потому что он насыщен Христом, Хлебом, – сошедшим с неба; он прекрасно одет: «Принесите лучшую одежду, и одень его». – Эта «одежда»присвоена ему праведностью Христа; у него чудный дом: он живет в Боге, всегда бывшем дивным убежищем народа Своего из рода в род; он вступил в счастливый брачный союз; душа его сочеталась со Христом; он обеспечен всем в настоящее время.
Господь Пастырь его, и он ни в чем нуждаться не будет; как же хорошо обеспечен он и в будущем. Нет ни сил, ни слов описать, как счастлив христианин, благодаря всему, что даровал ему Бог и что обращается во благо ему.
Вера его с улыбкой побеждает все жизненные затруднения. Любовь его принимает все испытания, видя в них руку Отца Небесного. Если он болен, терпение его преклоняется пред «жезлом». Устал ли он? Он утешается надеждой на отдых. Благодатные дары, вложенные Богом в душу человека, делают его способным побеждать все, покорять всякое сопротивление, которое он встречает в мире. Он или извлекает добро из самого ужасного зла, или отбрасывает это зло могучей силой жизни, в ней обитающей.
Кроме работы Духа Божия в сердце его, христианин имеет еще и другое утешение: изо дня в день Бог Дух Святой дарует ему новую жизнь и новую силу. Если бы наша вечная жизнь зависела только от того, что мы уже в себе имеем, то мы не могли бы себя духовно хорошо чувствовать; но нас всегда окружают неиссякаемые потоки жизни, не замерзающие и в зимние холода, не иссыхающие и в летний зной, и мы черпаем воду живую из глубины их. Вечная полнота Божия, обитающая в личности Христа, непреложным заветом дана в распоряжение верующего; крепкие скалы служат нам убежищем; неистощимая полнота Божия во Христе Иисусе насыщает и наполняет душу нашу.
Перечислим вкратце источники духовного благоденствия, дарованные Богом верующему.
Если душа, в чем-либо нуждается, по просьбе своей он получает от Бога все необходимое, потому что найдете, стучите, и отворят вам».
У христиан есть благословенный Спутник в жизни, идти с которым так отрадно, что самые неровные пути кажутся гладкими, а темные ночи озаряются светом. Самый холодный и пасмурный день становится ясным, когда Спутник этот беседует с верующим. «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?»
Верующий всегда может опереться на крепкую руку, никогда не ослабевающую, никогда не устающую, никогда ни на минуту его не оставляющую… Чем утомительнее путь, тем сильнее опирается христианин на сильную руку Божию, и тем больше поддерживает он его.
Затем: с христианином всегда пребывает Утешитель – даже не «ангел», а Сам Бог, благословленный «Параклет» (Утешитель), Дух Святой, возливающий елей и вино на всякую рану, и напоминающий душе все, что сказал Христос. Когда я читаю: «Все ваше… мир, или жизнь, или смерть или настоящее, или будущее, – все ваше, вы же Христовы, а Христос – Божий», – из этого я ясно заключаю, что «благо праведнику».
Благо праведнику, когда наступает его смертный час. Как часто приходится в этом убеждаться! Кто из нас не присутствовал при том, как умирал христианин! С глубокой верою, спокойно, сознательно, уходил он из этого мира, с блаженной улыбкой на устах.
Все чудесно теперь, и все чудесно будет для нас всегда, если мы только уповаем на совершенное для нас спасение Возлюбленного нашего Господа Иисуса.
Благо праведнику и после смерти. Освобожденный его дух пребывает и Иисусом. Разве это не чудно?..
И когда раздастся «звук трубный», дух его будет свидетелем пришествия некогда отвергнутого «Сына Человеческого», будет царствовать вместе с Ним в царствии Его, и на веки пребудет с Ним там, где уготовано место прославленной Церкви. «Скажите праведнику, что благо ему».
Остается сказать еще несколько слов, о том, на каком основании «благо» будет праведнику.
Ветхий Завет не мог привести никакого другого основания для нашего духовного благоденствия, как только то, что праведник «будет вкушать плоды дел своих»; мы же стоим теперь уже на обетовании Нового Завета, и, хотя, по словам Христа, «наследуют Царство» те, которые, когда Он алкал – дали Ему есть, и когда Он был странником – приняли Его, – то, хотя и тут это получение блаженства является как будто наградой, – как в Ветхом Завете, – но мы понимает, что совершил для нас. Мы вкушаем не плоды дел рук наших, а плоды дел рук Его: Он святостью Своей жизни и покорностью Своей смерти приготовил нам вечную радость; Его муки принесли нам оправдание. Блаженство наше будет воздаянием за Его – а не за нашу праведность. Нам будет «благо» потому, что мы вкусим плоды веры нашей – чрез праведность Христа; плоды нашей любви, – пробужденной любовью Его; будем вечно с Ним, созерцая славу Его…
Больше я не буду останавливаться на этом вопросе: я вас привел и оставляю вас в «ореховом саду», под сенью плодовых деревьев, приносящих мангдраговые яблоки; срывайте их и насыщайтесь ими; потому что, если вы причислены к числу Христом оправданных грешников, все ваше».
Теперь – вторая часть разбираемого нами отрывка из книги пророка Исаии.
«Беззаконнику горе: ибо будет ему возмездие за дела рук его!»
Мне не придется долго останавливаться на этом факте, вам следует только взять противоположность всего того, что относилось к праведному во Христе. Заметьте только одно: горе всегда будет участью его. Время здесь не указано – значит это будет случаться во всяких обстоятельствах жизни: земная удача готовит ему, в конце концов, скорбь жестокую, и она будет ка бы первыми каплями вечного потока божественного правосудия. Свидетельство Божие утверждает, что горе никогда не покидает беззаконника. Если Бог говорит, что нечего ему ожидать блага, значит действительно ему в конце концов будет тяжело всюду и всегда.
Опомнись ты, забывающий Бога, пока Он не поразил тебя! Никто не освободит тебя от суда Его. То, что есть в беззаконнике лучшего, то именно и обречено на страдание. Если тело его здорово, – душа его больна. Если он проводит время в беспечном веселье, душа его подлежит суду. Из уст его несутся нескромные песни, но гнев Божий пребывает на нем. Люди эти несчастны в самом широком значении этого слова.
Наши слова могут исчезнуть бесследно, слова же Божии подобны лавина, все сокрушающим на своем пути… Горе тебе, человек не обращенный, нового рождения не получивший! Твое положение ужасно, и ты должен это знать! Бог поручил нам сказать тебе: «беззаконнику горе!»
Но отчего же так прискорбен жребий беззаконника? Он не может не быть несчастен: он в разладе со всем миром. Он – враг Богу. Но Бог враг всемогущий, сопротивляться силе Которого нельзя безнаказанно. Враг этот – олицетворение всякого добра, и все таки человек идет против Него! Что же можешь ожидать ты, – ничтожество, спорящее с Богом Предвечным?.. Горе тебе, грешник: все твои радости держатся на одной нити. Порвется нить твоей жизни, и конец всем утехам твоим. Горе тебе, потому что, когда эти земные радости минуют, больше тебе ничего не останется: горе смерти, суд после смерти, осуждение после суда, а затем – опять горе, ожидающее тебя впереди, вечное, никогда не прекращающееся ничем не смягченное…
Да поможет тебе Бог, грешник, да поможет Он тебе избежать этого горя! Горе подстерегает тебя в настоящее время. Не знаешь ты престола благодати, пред которым ты мог бы излить свои печали! Нет у тебя Отца Небесного, могущего тебе помочь в этой земной жизни. Нет у тебе Сына Человеческого, который вместе с тобою переносил бы огорчения твои. Нет у тебя Утешителя, несущего тебе обетования свыше; нет обетований, к тебе относящихся. Нет у тебя веры, поддерживающей тебя; нет любви Христа, тебя утешающей; нет терпения, подкрепляющего тебя; нет надежды на будущий лучший мир, исполняющий радостью душу твою!
Горе, горе беззаконнику; пусть внешность не обманывает его: он подобен полю не вспаханному и заросшему плевелами; пышно зеленеют сорные травы, снаружи как будто ты и все благополучно… Но ведь придет час, когда их вырвут и сожгут: великий Виноградарь лишь до известного времени терпит произрастание плевелов в своем саду: тернии и волчцы должны исчезнуть! Пусть Он, как плугом – землю, переработает твою душу. Необходимо, чтобы ты сознал, что все поле твое заросло негодными растениями. Пусть Господь вырвет их с корнем! Пусть лучше тут испытаешь ты тяжесть гнева Божия, только бы не отступил от тебя Бог в будущем!
Страшно это «будушее»! «Беззаконнику горе!»
Горе беззаконнику, не обратившемуся к Богу! Ужасен гнев, на него грядущий. Да поможет тебе Бог убежать от него, пока еще есть время; и да окажемся мы все среди грешников раскаявшихся и оправданных, которых ожидает радость вечная. Да будет это так, и да прославим мы за это Бога, жезл царствия Которого – жезл правоты (Пс. 44:7).