Храм, отделенный от дома, – это религия без жизни. Нужно, чтобы в храме было как дома, и дома как в храме. Как хорошо, когда в храме все родное и близкое как в доме, а в доме свято и возвышенно, как в храме.
Св. Писание должно быть не только на престоле храма, но и на столе в каждом доме.
Евангелие должно быть не только напрестольным, но и настольным. Сила и благословение перво-христианства заключались в том, что религия была в храме и в доме. «… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимал пищу в веселье и и простоте сердца» (Деян. Ап. 2:46). «Приветствуйте Прискилу и Акилу, сотрудников моих во Христе… и домашнюю церковь» (Рим. 16:4). Ослабление христианства пошло с тех пор, как оно стало храмовым и перестало быть домашним.
Религия ушла из жизни, а с этим иссякли в жизни соль и вдохновение.
Один знаковый еврей в провинциальном городе западной России как-то сказал мне: «В субботу мы посещаем синагогу, а потом запираем там Бога и идем делать свои дела»…
В подобной вне жизненной религиозности трагедия не одного только еврейского народа, но и всех тех христиан, которые устраняют религию из повседневной жизни: веруют, что Бог есть, а живут так, как будто Бога нет.
Религия без жизни приводит к жизни без религии, – собственно не к жизни, а к скучному, животному прозябанию. На этом-то пути и случилась русская революция, провозгласившая губительное безбожие основой жизни. «Гибель революции без реформации», сказал немецкий мыслитель Гегель.
Реформация это дело веры, движение, которое стремится вернуть подлинную религию в жизнь, возвратить Евангелие в дом, в повседневный быт, светом чистого Слова Божия преобразить и церковное учение и домашнюю жизнь.
В Берлинском музее я видел избу немецкого крестьянина из Шварцвальда. В ней чистота, порядок, уют. А где же источник всего этого? Он находится тут же: на столе лежит большая старинная с кожанными застежками Библия. Не в шкафу и не в красном углу, «на поклоне», а в центре, в сердце дома, не только для почитания, но и для чтения. В христианском доме всей жизнью управляет Слово Божие. Евангелие, слово Христа; это значит, что управляет Сам Христос. Рано утром семья садится за стол. Отец или мать читает из Евангелия или из особой книжки, где на каждый день указаны некоторые стихи из Св. Писания. Потом произносится краткая молитва благодарения, прошения о текущих нуждах, о членах семьи, о других, о данном селении, городе, стране и обо всем мире.
Этой совместной, соборной молитвой: Христос вновь и на этот день призывается в дом. Он и будет, согласно обетованию, управлять этим домом, озарять его Своим светом, разрешать заботы, умиротворять отношения членов семьи. Он хочет быть в жизни, в доме, в сердце человека.
«Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною».
«Закхей! Сойти скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Эта утренняя молитва служит также могучим свидетельством данного дома среди окружающих: они увидят плоды нашего домашнего христианства, они заметят мир и порядок в нашем доме и поневоле захотят претворить и свой дом в храм.
«Я и дом мой будет служить Господу», сказал Иисус Навин своему народу. И эти слова были так искренни и правдивы, что и весь народ воскликнул за ним: «и мы будем служить Господу».
Во многих домах верующих висит текст с упомянутыми словами Иисуса Навина: «Я и дом мой будем служить Господу».
В одном из таких домов отец однажды сказал своему младшему сыну: «Ваня! Ты ведешь себе плохо: не слушаешься мамы, лениво учишься, обманываешь, говоришь скверные слова… Словом, ты, как видно, не хочешь служить Господу. Видишь этот текст на стене? Я решил теперь приписать на нем поправку, и отныне пусть все читают такие слова: я и дом мой, кроме Вани, будем служить Господу». Мальчик смутился, побледнел и с плачем выбежал из комнаты. Через некоторое время он вернулся и с глубоким волнением сказал отцу: «Нет, папа, не пиши этих слов – я тоже хочу служить Богу!»
Бывает много препятствий на пути к этой утренней семейной встрече у ног Христа. Это и понятно: враг наших душ всеми силами организует разные помехи, чтобы изгнать Христа из дома, из жизни. То он посылает какую-нибудь домашнюю заботу, то внушает хозяину дома плохое настроение. То он подсылает соседей с каким-нибудь неотложным делом. Что ж? Пусть приходят; мы пригласим их на нашу утреннюю молитву!
Да, поистине, надо бороться за Слово Божие в доме, бороться мужественно, настойчиво. Это значит бороться за душу нашего дома, за его духовное существование. Вся история церкви есть борьба за Слово Божие в жизни. Отец семьи! Помни, что ты являешься священником своей домашней церкви.
Несешь-ли ты верно эту почетную, Божественную службу? Мать! Помогаешь-ли ты ему в этой святой борьбе за мир, счастье и духовное влияние твоего дома?
Отец призван руководить домом, заботиться о средствах к жизни. Мать охраняет огонь семейного очага, тепло домашнего уюта.
Братья и сестры? Все, что любит Христа!
Строите-ли вы у себя домашнюю церковь?
Начнем же немедленно, с сегодняшнего дня великое служение Богу в вашем доме. Тогда в нем будет как в храме: возвышенно, чисто, мирно.
«Зачем молиться вместе?» сказал мне недавно один знакомый. «Для общей молитвы есть у нас храм. А эта домашняя совместная молитва – обычай сектантский. Пусть каждый молится отдельно у себя в комнате. Молитва – это дело личное каждого». «Если каждый из пяти членов Вашей семьи будет молиться в своем уголке, то в Вашем доме образуется пять сект», ответил я моему собеседнику, кстати сказать, человеку равнодушному к христианству вообще.
Конечно, личная, келейная молитва, необходима; никто не должен пренебрегать ею во имя общей молитвы. Но из келий своих, углубленные и укрепленные, мы должны выходить и для взаимного соборного общения, для ободрения друг друга, для взаимного служения. Так мы будем соединять свои отдельные, тихо мерцающие свечечки в великое пламя Божественной любви.
«Так да светит свет ваш перед людьми, да… прославят Отца вашего небесного». Поистине – «счастлива та семья, где Бог живет», где Он открыто и единодушно прославляется.
В. Ф. Марцинковский.
Взято из духовно назидательного журнала «Евангельская вера» №10-12; ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1937 г.