ЧУТКИЙ СЛУХ. – В вопросе о молитве – слух имеет весьма важное значение. Он так же важен, как и язык, как способность речи, но должен быть назван раньше его. Ухо вообще слышит раньше, чем произносится слово. Раньше, чем начать говорить, ребенок слышит слова.
В нормальных условиях говорить выучиваются оттого, что слышат. Таков природный закон.
Ум формируется главным образом при помощи уха и глаза. Обнаруживается же и выражается он преимущественно в произнесении языком слов. Что слышит ухо, то перерабатывает ум, и высказывает язык.
Такой же порядок указан и в 50-ой главе книги Исаии (ст. 4), где он пророчески говорит о Господе Иисусе: «Господь дал Мне язык мудрых… Каждое утро Он пробуждает ухо Мое, чтоб Я слушал, подобно учащимся». Язык поучается от «пробужденного» уха. Многие из нас потому и не имеют «язык мудрого», что мы вообще мало прислушиваемся к голосу Божию.
Замечательно, что все люди, обладавшие могущественным даром молитвы, имели и большое познание о Боге. Они особенно чутки были в понимании действий Его, и проникнуты были благоговением перед Его бесконечной любовью и безмерным величием.
В Ветхом Завете представлены три мужа, особенно глубоко постигшие тайну сильной молитвы.
Пророк Иеремия пишет, что когда Бог «говорил» с ним о развращенности народа Израильского, Он сказал так: «Хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (Иер. 15:1). Ап. Иаков пишет находящимся в рассеянии израильтянам о силе молитвы, и, как пример мужа молитвы, называет пророка Илию, упоминая о чудодейственной его молитве на горе Кармил (Иак. 5:17-18).
Моисей, Самуил, Илия – это были замечательные люди, имевшие огромное значение ва время исторических кризисов в жизни народа Израильского. Моисей составил из евреев отдельный народ и положил в основание всей его жизни — закон Бога. Самуил был терпеливым учителем народа; он ввел новый порядок в гражданскую его жизнь. Илия был ревностным защитником поклонения Иегове в то время, когда поклонение это было близко к полному исчезновению. Эти три мужа, – образователь народа, его учитель и руководитель его в критические минуты его жизни – являются, вместе с тем, по свидетельству Св. Писания, людьми, выдающимися по силе своей молитвы.
Интересно отметить, как чутко прислушивались эти люди к голосу Божию. Духовный слух их развивался с ранних лет и в течение долгого времени, так что они привыкли улавливать тихие звуки голоса Божия в шуме жизни земной.
Судьба первого из этих мужей молитвы, величайшего человека в Израиле и славнейшего в мире законодателя – была совершенно особенная, и, по отношению к тому вопросу, который теперь разбираем, а именно – чуткости «слуха духовного» – в жизни Моисея были два весьма отличных друг от друга периода. Первым из них следует считать сорок лет, проведенные Моисеем в пустынных песках, среди овец, с звездным небом над головою и – наедине с Богом. Тут, в молчании пустыни, духовное ухо его приучилось слышать голос Бога. Суета и шум деятельной жизни в Египте теперь не мешали ему…
Беззвучен глас Божий, и мало кто из людей обладает достаточно острым слухом, чтобы в шуме жизни уловить его. Но, вместе с тем, и мало найдется достаточно сильных людей, способных вынести тишину пустыни, в которой Бог говорит сердцу человека…
Один известный живописец пригласил своего друга взглянуть на только-что оконченную им картину. Когда в назначенное время друг пришел в дом художника, – его привели в совершенно темную комнату, и там на некоторое время оставили одного. Посетитель удивился необычайно приему, но спокойно стал ожидать, что будет дальше. Минут чрез пятнадцать художник вошел в темную комнату, сердечно с друго поздоровался и повел свою мастерскую, где показал ему чудное произведение своей кисти. Когда тот уходил, живописец сказал ему: «Вам, я думаю, показалось странным так долго быть оставленным в темной комнате? – «Да», ответил гость. «Дело в том», сказал художник, «что я предвидел, и знал, что, если в глазах ваших останется впечатление от ярко освещенных улиц, когда вы войдете в мою студию, – тогда вы не будете в состоянии уловить нежных оттенков и бледных тонов в моей картине. Поэтому я и хотел, чтобы вы побыли в темноте, пока впечатление от яркого света дневного совсем не исчезнет из ваших глаз».
В эти годы одиночества и молчания весь шум Египта постепенно изгладился из памяти Моисея, и он стал способным различать голос Божий, который говорил душе его.
Кто хочет научиться искусству молитвы, должен пройти курс молчания в школе «пустыни Аравийской»…
Затем – наступил второй период обучения. Сорок лет безмолвия сменились теперь столькими же по числу – днями, два раза повторившимися, когда Моисей прислушивался к голосу Божию на горе Синайской.
Такое продолжительное обучение, направленное на выработку чуткости духовного слуха, и сделало из Моисея искусного, несравненного ходатая пред Богом.
Самуил начал «учиться» не в зрелые годы, как Моисей, но с детства. Прежде, чем отроческое ухо его привыкло к звукам земным, оно уже предрасположено было внимать гласу Божию. Детское сердце и ухо доступно звукам неба… Дети охотно слушают и легко верят. Ухо их еще не успело утомиться оглушительным шумом долгого жизненного пути. Дожди благословения и роса Божия делают чутким и восприимчивым его слух. Так и духовный слух этого отрока скоро привык распознавать голос Божий. И в стане евреев быстро разнеслась весть, что среди них есть человек, с которым «говорил Господь»…
О, если б и в зрелые годы мы сохраняли в себе сердце и внутреннюю чуткость ребенка!
О третьем из выдающихся ходатаев перед Богом – Илии – известно только немного, только несколько чудесных событий его жизни, из которых особенно выдающимся является сцена на горе Кармил, когда открылись «окна небесные» и полил на землю большой дождь. Знаменательно то, что в начале длинной главы 18-ой 3-ей книги Царств, повествующей о споре Илии с пророками Вааловыми, говорится «Было слово Господне к Илии… Я дам дождь на землю»… Вот, что вызвало усердную, настойчивую молитву Илии. Вот почему Илия велел смотреть отроку с вершины горы к морю семь раз. Прежде всего услышало «ухо» его глас Божий; затем, в продолжение долгого времени произносили молитвенные слова уста его, а глаза с верою ожидали ответа Божия. Прежде всего – голос Божий, затем голос человека, – таков Божественный порядок. И когда этот порядок соблюдается – тогда успех бывает обеспечен.
ЧРЕЗ ВЕЧНУЮ КНИГУ – К БОГУ. – Итак – наше духовное обучение должно быть начато с развития внутреннего слуха. После этой первой ступени обучения наступает вторая, когда орудием воспитания является глаз, зрение. То, что другим Бог «сказал», для нас записано в Книге Его. На помощь духовному нашему слуху приходят глаза. Зрение служит путем к просвещению внутреннего слуха. Бог говорил с людьми Словом Своим. Он и доныне еще говорит нам в нем и чрез него.
Главная наша задача заключается в том, чтобы познать Бога. Бог открывается нам в Слове, исходящем из уст Его, и из уст благовестников Его. Он открывается в действиях Своих по отношению к людям. Всякое событие, всякий духовный опыт, описанный на страницах Книги Божией, – как в зеркале отражает лик Господень. Перечитывая её страницы, мы видит пред собою Бога и дела Его.
Таким образом изучать Библию надо не ради самой Библии, но для того, чтобы показать Бога. Цель изучения не Книга, а Бог, в ней отрывающийся. Человек может поступить на Библейские курсы, может, может слушать лекции и изучать Библию, умножать свои богословские познания и заучить множество имен; он может составить себе вполне правильное и полное представление о законе Моисеевом, лежавшем в основе всякого законодательства, и при всем этом – иметь самое превратное понятие о Боге.
Многие, научившиеся подробно разбирать книги Библии, прекрасно ознакомившийся с их содержанием, приобретя таким образом массу ценного и необходимого знания – все таки, не познали ни Бога, ни Его чудной, руководимой любовью, воли. Для нас важна не Библия, но Бог, чрез нее нами познаваемый. Нам важно не истину, а через истину познать Его, ибо Сам Он – истина.
Вспоминается рассказ из 2-ой книги Царств 23:9-10. Однажды филистимляне неожиданно напали на стан израильский, когда в нем не было способных сражаться людей – кроме одного только храбреца. Филистимляне были заклятыми врагами Израиля. Уже одно название «филистимлянин» способно было устрашить сердце еврея. Но этот человек, один из трех «храбрых у Давида» схватил свой меч и начал один сражаться с врагом до тех пор, пока не обратил его в бегство. И интересно сказано об этом человеке: «рука его прилипла к мечу», т. е. Мускулы его руки до того утомились и онемели, держа рукоятку меча, что он не чувствовал уже – где кончалась его рука и где начинался меч. Человек и его меч слились вместе в тот момент, когда пришлось сопротивляться жестокому врагу народа.
Когда мы проникнемся содержанием вечной Книги и Духом Того, Кто есть жизнь её, проникнемся настолько, что окружающие не в состоянии уже будут провести линию, отделяющую человека от Бога, в нем живущего, – тогда сделаемся и мы исполненными силою Божией ходатаями в борьбе с врагом. Бог и человек сольются воедино в деле сопротивления злу.
ДУША, ПРОСВЕЩЕННАЯ ДУХОМ СВЯТЫМ. – Мне хочется дать вам несколько простых советов, как следует изучать Библию, чтобы она привела вас к познанию Бога.
Прежде всего необходимо посвящать чтению Библии определенное время. Надо отдавать этому делу ежедневно по меньшей мере полчаса, и именно тогда, когда человек еще не устал, т. е. лучше всего – утром. Утомленный ум не обладает способностью углубиться во что-либо… Читать необходимо изо дня в день, и тогда, постепенно, мы приучимся, освободясь от всяких посторонних мыслей, глубоко вникать в смысл нами прочитанного.
Читать следует непосредственно Библию. Если вас интересуют какие-либо другие книги, содержащие в себе толкование Слова Божия, читайте их уже после того, как прочтете самую Библию: дайте Богу возможность говорить с вами лично, а не чрез посредство других. Откройте ухо ваше прежде всего для голоса Божия. Пусть Книга Божия занимает первое, центральное место на вашем столе, другие же пусть группируются вокруг нее.
Мой третий совет касается главного условия успешности этого дела: читайте с молитвою. Мы научаемся молиться, читая Библию с молитвою: Книга эта не открывает своей силы и своих тайн человеку только умному. Смысл её открывается человеку, Духом просвещенному. Мудрость духовная вместе с просвещающим душу Духом – вот что необходимо для понимания вечной Книги.
Мне приходилось обращаться за толкованием некоторых трудных библейских выражений к одному ученому богослову, знатоку восточных языков, который разбирался во всех тонкостях лингвистики, и умел точно переводить выражения с одного языка на другой; и однако же он не смог объяснить мне смысл многих выражений.
Когда же я обратился за теми же самыми разъяснениями к одному престарелому проповеднику, который даже не знал древне-еврейского языка, – он сразу схватил и указал мне глубокий духовный смысл разбираемых изречений.
Чем больше знания, чем развитее ум, – тем, конечно, лучше, но при непременном условии, что и знание, и ум – были просвещены Духом Святым.
Есть еще и четвертое указание, как следует изучать Библию. Мы должны читать её вдумчиво. Вдумчивость становится редкостью в наше время. Существует так много газет, и такая богатая литература, что мы от чтения всего этого получаем много знаний, но не сосредоточиваем наших мыслей ни на чем. Река при большей ширине может не быть глубокой…
Избегайте поверхностного отношения при чтении Библии. Научитесь вдумываться в прочитанное. В вечной Книге часто встречается прекрасное выражение «размышлять». Припомните места, где оно находится… В подлиннике это слово имеет такое значение: человек как бы много раз повторяет себе одно и то же, снова и снова перебирая те же самые мысли в уме своем. Это можно выразить не совсем благозвучным словом «пережевывать» – вот как жвачные животные снова и снова пережевывают пищу, пока она не усвоится организмом окончательно. Вот именно так, в переносном смысле, и должны мы поступать при чтении Слова Божия, если хотим извлечь из него духовные сокровища.
Удивительно много материала для размышлений доставляет нам эта Книга по сравнению со всеми прочими книгами! Есть, конечно, глубокие мыслители, есть талантливые писатели, произведения которых дают уму и сердцу пищу для размышления. Я нисколько не отрицаю и не умаляю достоинства их, и люблю многие из них. Но, как бы прекрасны эти книги ни были, из них нельзя извлечь тех несказанных духовных богатств, которые мы получаем, размышляя об истинах библейских.
Ни одна книга в мире не подвергалась такому всестороннему обдумыванию, как Книга Божия; и, тем не менее, она и сегодня еще является интереснейшей книгой в мире. Двести раз можете вы перечитывать её изречения, и всякий раз находить в них новый смысл, которого раньше и не подозревали.
Сделаю еще и пятое указание относительно чтения Библии. Дать его легче, нежели выполнить… проводите прочитанное в жизнь! Чтение Библии, влияя на вашу совесть, должно постепенно изменять ваши привычки и вашу жизнь.
Иисус Христос возвещает нам закон познания в Своих знаменательных словах: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении»… (Иоан. 7:17). Если мы применяем к жизни то, что нам становится ясным, тогда Бог умножит наши духовные познания. Если мы понимаем, как следует поступать, – но колеблемся, воздерживаемся, и не хотим повиноваться, – тогда внутренний глаз наш непременно притупится, и мы потеряем способность распознавать правду. Послушание истине есть око, руководящее нашим разумом.
ЧТЕНИЕ БИБЛИИ. – Можно читать Библию, сообразуясь с вперед намеченным планом. Последовательный план собирает отдельные эпизоды, относящиеся к различным временам – в одно целое. Составьте себе план – и придерживайтесь его. Лучше читать Библию по не совсем даже удачно намеченному плану, чем читать её отрывками, не придерживаясь никакой системы.
Изучать Библию вообще можно тремя путями: во-первых, изучая её подряд, как одно последовательное повествование; во-вторых, изучая её отдельные места, вникая при этом в смысл текста… этим путем мы идем более или менее все. Мы стараемся вникнуть в смысл какого-либо изречения или стиха, чтобы понять его настоящее значение. Большею частью, мы изучаем различные места в отдельности, потом изучаем различные места в отдельности, потом соединяем вместе однородные факты, или типичные черты какого-либо характера. Третий способ, это, так называемые «богословские» приемы изучения Библии, отличающиеся образцовым порядком и систематичностью.
Я лично стою за чтение Библии подряд, не считаясь с её разделением на книги, главы и отдельные стихи. При таком чтении она представляется нам единым повествованием, одним целым. Читайте эту Книгу, как вы читаете всякую другую, стараясь усвоить и запомнить все то, что в ней написано, так, чтобы быть в состоянии передать её содержание другим.
Конечно, читать её следует с глубоким благоговением, которого не требуется при чтении других книг, но прием чтения её – «подряд» – должен оставаться все тем же, как и при чтении всякой книги вообще. Если читать Библию этим путем, трудно бывает оторваться от нее. Настанет, быть-может, время, когда она будет печататься с меньшим подразделением на главы и стихи, и это облегчит нам её чтение.
Попробуйте читать таким образом Библию, начав с первой главы Бытия. Читайте её по страницам. Не смущайтесь, если вы чего-либо и не поймете. Непонятные места вам, несомненно, встретятся!.. Это не важно в данную минуту. Продолжайте читать дальше. Не старайтесь запомнить все. Не задавайтесь этой мыслью. Что-нибудь да останется у вас в памяти… В первые ваши полчаса вы прочтете страниц десять или двенадцать. На следующий день продолжайте чтение с того места, где остановились. В три или четыре дня вы прочтете всю Книгу Бытия; это зависит от вашего духовного настроения и от ого, как вы читаете вообще… И вы увидите, что Бытие – это вся Библия в миниатюре. Удивительно обворожительная эта книга Бытия! Разнообразие описанных в ней событий и действий и красота её образного языка делают её интереснее всякой, наиболее популярной, повести.
Но, дойдя до конца Бытия, начните читать и Исход. Книги эти тесно связаны между собою, они – как бы одна и та же книга. Таким путем перейдите и к чтению книги Левит. Не надейтесь понять эту книгу сразу: но вы легко сможете запомнить её содержание: в таких-то главах говорится о жертвоприношениях, в других – о порядке их: в одной из глав заключается такая-то история, в другой содержатся постановления относительно пищи… Таким путем вы запомните цель написания этой книги. И при всем этом ни на минуту не выпускайте из виду, каким рисуется всюду Бог, – это главная задача вашего чтения…
Так читайте подряд всю Библию.
Но подобным же образом надо прочесть Библию и во второй раз, чтобы соединить разрозненные части её – воедино. В Библии отсутствует хронологическая связь событий. Западный ум – раб хронологической последовательности, восточный же ум хронологии не придерживался. Откройте, например, Ветхий Завет по окончании книги Есфирь и затем по окончании пророчеств Малахии. Мы знаем, что часть Библии между книгой Бытия и книгой Есфирь представляет из себя отдел исторический, а между книгой Есфирь и окончанием пророческой книги Малахии – отдел поэтический и пророческий. Встречается, конечно, исторический элемент и в пророчествах, так же, как пророчество и поэзия встречаются в части исторической. Но, по преимуществу, первая часть Библии – историческая, а вторая поэтическая и пророческая. И вместе с тем, и не смотря на это, обе части составляют одно целое. Вторая часть так и просится на страницы первой.
Первоначально книги второй части, т. е. пророческие и поэтические, были помещены в Библии между историческими книгами первой части, и только потом их изъяли оттуда, чтобы поместить отдельно, сгруппировав их сообразно их характеру. Но таким образом хронологическая связь уже нарушилась.
В виду этого, при перечитывании подряд Библии во второй раз, надо соединять отдельные части её. Следует вплести поэзию и пророчества – в историю. Сделайте это, как сможете сообразить сами. Без сомнения – некогда это было соединено воедино лучше, чем это сделаете вы. Вам не избежать, конечно, многих ошибок. Впоследствии вы можете ошибки эти исправить, согласно указаниям ученых толкователей Св. Писания. Некоторые книги второй части вы не будете знать к какой эпохе и причислить, куда их и вставить в первую часть… Но во всем этом важно то, что вы этим путем будете углублять в Библию. Она сделается драгоценной для вас, как бы частью вас самих, «костью от кости, плотью от плоти» вашей – в умственном и духовном отношении… Жадными глотками впивая дух её – вы получите о Боге новое представление, а это и вас самих преобразит, сделает из вас нового человека.
События, описанные в Библии, конечно, имеют и большое значение историческое. Чтобы их понять, следует себе представить, что именно то или другое слово значило для людей того времени, когда оно впервые произносилось, при существовавшей тогда обстановке…
Совершенно таким же образом поступайте, читая Новый Завет: соединяйте и тут воедино отдельные повествования. Не старайтесь связать все четыре евангелия в одну последовательную историю; но пробуйте составить себе ясное представление вообще о всех действиях Христа в эти недолгие годы Его земной жизни, согласно свидетельству четырех Евангелистов… Найдите связь существующую между посланиями апостола Павла и Деяниями апостолов…
Как видите, работы этой хватит не на месяц, не на один год, – а на многие годы. Изучение отдельных событий и смысла текста идет, конечно, параллельно с ним. И таким образом, предаваясь мудрому изучению этой несравненной, единственной в мире, Книги – вы проникнетесь и её бесконечно важнее и лучше – вы впитает в себя новое, глубокое, широкое, верное представление о Боге.
ЗЕРКАЛО, ОТРАЖАЮЩЕЕ ЛИК БОЖИЙ.
– Удивительно яркие потоки света изливают эти страницы вечной Книги, если стараться понять, в какую эпоху или по какому случаю составлена та или другая часть её. Возьмем, например, Пс. 3:6: «Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня».
Я представлял себе всегда, что это значило, что наступила ночь; Давид почувствовал усталость, прочел этот псалом, помолился, лег спать – и провел спокойно ночь. Вот все, что вызывало во мне чтение этого псалма, который очень любил, и знал наизусть.
Но когда я впервые читал подряд все книги Библии, мое внимание было привлечено надписью в начале псалма: «Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего». Я тотчас же отыскал и прочел соответствующее место во 2-ой книге Царств, как Давид бежал от Авесалома… И мне представилась такая картина:
Давид, тогда уже седой старец, узнав о возмущении против него Авессалома, ушел пешком из дворца и из столицы своей и немногими, оставшимися ему верными, людьми, – спасая жизнь свою, потому что Авессалом шел на него с сильным войском. Ночью царь лег на землю, стараясь заснуть под открытым небом… опуская голову на землю, он издал слышал шум от идущего по холмам войска: это Авессалом приближался к Иерусалиму, чтоб отнять от отца своего престол и жизнь.
Ответьте мне искренно: как вам кажется: заснули бы вы при подобных обстоятельствах? Что до меня, то я думаю, что не мог бы заснуть в такую минуту! Я, лежа без сна, скорбя сердцем, мучительно думал бы вероятно: «Меня, в старые мои годы, лишил покоя, царства и дома собственный мой сын, которого любил я больше жизни!». Как можно уснуть, когда на сердце такое горе?..
Но Давид, вспоминая впоследствии эту ночь, записал: «Ложусь я сплю и встаю (по смыслу слов – «встаю освеженный»), ибо Господь защищает меня». И когда мне стало это ясно, я подумал: «Никогда, что бы со мной ни случилось, не буду я больше проводить тревожных, бессонных ночей: я буду уповать на Бога…
На этом просто примере вы можете видеть, как Бог укрепил мое упование на Него в то время, когда я читал Библию. Надпись над псалмом, помещенным в Библии вне хронологического порядка, возбудила в душе моей целый ряд новых мыслей и представлений, которые освежили и подкрепили дух мой; и никогда не забуду я извлеченного мною из этого псалма назидания: Бог – дающий сон, в подобных обстоятельствах!
Наглядное подтверждение того же факта находим мы и в Новом Завете в послании апостола Павла к Филиппийцам. Нам представляется, как апостол лежит в сырой темнице; бесцеремонно рассматривают прочие арестанты вновь прибывшего узника; спина го покрыта ранами от нанесенных побоев; кости его болят, и ноги забиты в колодки… Вот историческое дополнение к этому посланию… Можно добавить сюда еще и подробности: мы знаем, что заключенные в Риме приковывались к своим стражам… Если страдалец попробует переменить положение своего измученного тела, железная цепь на ноге сейчас же напоминает ему о том, что он прикован к стерегущему его солдату. Когда берет он перо, чтобы послать последний привет своим старым друзьям, – он чувствует, как больно сжимают кандалы его руку… И слышится бряцание цепей в этом, написанном филиппийцам, из темницы, письме его. Зная, в какой обстановке писал апостол, невольно спрашиваешь себя: какая же мысль, какое слово чаще всего встречается в этому послании? Вероятно «терпение». Это, как раз, больше всего должно было подходить к тогдашнему настроению писавшего… Оказывается – нет. О «терпении» он и не упоминает, о страданиях своих не думает. К удивлению нашему нечто совершенно противоположное проходит, как главное настроение, по всему посланию: «Радость», «радуйтесь», «радуясь» – вот что звучит во всех четырех его главах!..
Слава Господу Иисусу Христу, могущему вливать такую великую, вечную «радость» в сердце человека, тяжко страдающего! Апостол Павел исполнял волю Его, весь был проникнут Его духом – и Господь послал ему Свой свет и радость в самые тяжелые минуты его жизни.
Всякое событие, всякое выражение, встречаемое на отдельных страницах Библии, является зеркалом, которое отражает лик Божий.
Так мы, вчитываясь, вдумываясь и молясь – все более и более убеждаемся в величии и благости Господа.
С. Гордон.
Взято из духовно назидательного журнала «Евангельская вера» №10-12; ОКТЯБРЬ – ДЕКАБРЬ 1937 г.