МОЛИТВА С ДЕТЬМИ.
1. Что такое молитва?
А. Молитва – одно из средств общения с Богом. Бог слушает Своих детей и отвечает на их молитву, которая согласуется с Его волей. Иер.33,3; Иоан.14,13, Иоан.15,16.
Б. Молитва для духа человека также естественна, как дыхание для тела. Поэтому молитву можно назвать дыханием души. 1Цар.1,10-15; Пс.24,1-5; Пс.22,1-4.
В. Молитва – это великий источник получения Божьих благословений. Дан.9,3; Матф.7,7-11; 9,24-29; Лук.11,13; Иак.4,2-3. Апостолы рассматривали молитву как важнейший духовный подвиг, которому необходимо уделять время и большое усердие. Деян.Ап.6,4; Рим.1,9-10; Кол.1,9.
2. В чем заключается ценность молитвы?
А. Молитва смиряет дух человека. Еккл.7,9.
Б. В молитве человек познает волю Божью. Ис.33,13; Пс.142,10.
В. Бог по молитве святых производит действие. 4Цар.6,16-18; Деян.Ап.10,1-35; Деян.Ап.12,5-16.
3. Сущность молитвы.
А. В молитве мы общаемся с Богом.
Б. В молитве мы прославляем Бога, поклоняемся Ему, благодарим, просим помощи и защиты. Так, например, пророк и поэт Давид возносил молитвы благодарения, 2Цар.7,18-29. В Псалмах – молитвах изливал личные чувства и переживания: жалобы, мольбы, исповедь и славословие. В дни Самуила молитва имела черты заступничества, 1Цар.7,5-12; 8,16-18. Пророк Иеремия называл Моисея и Самуила представителями молитвенных заступников Израиля, Иерем.15,1.
4. Возможности молитвы.
А. Молитва открывает Бога, явленного нам Иисусом Христом. Иоан.1,18; Матф.11,27.
Б. Молитва примиряет человека с Богом, устраняет преграду, стоящую между Богом и нами. Евр.10,9-22.
В. Молитва вдохновляется Святым Духом. Рим.8,26. Дух Святой молится с нами, Он знает в чем мы нуждаемся и помогает нам в нашей молитвенной жизни. По молитве святых и вере в обетования Божии, Бог производит: исцеление, изгнание бесов, очищение, освящение, защиту, решение жизненных проблем и т.д. В молитве мы получаем откровение и знание для дальнейшей жизни.
5. Кому и чрез кого мы должны молиться.
А. Мы должны молиться Богу во имя Иисуса Христа. Иоан.15,16; Иоан.14,13; Деян.Ап.12,5.
Б. В силе Духа Святого. Апостол Павел в послании к Рим.8,15-16 показывает отношение между Духом Святым и молящимся. Еф.6,18; Иуд.1,20-21; Деян.Ап.5,3-4; Матф.28,19. Образцом молитвы может быть молитва Иисуса Христа в Духе, Богу Отцу. Иоан.17,1-26.
6. Когда, где и как мы можем молиться.
А. Апостол Павел в послании 1Фес.5,17 пишет: “Непрестанно молитесь”, что означает пребывание в постоянстве молитвенного состояния.
Б. Молиться мы можем на всяком месте, ибо это свидетельство самого Христа. Душа может находиться в молитвенном состоянии, вне зависимости от положения тела. Библия не указывает на определенные установления в этом вопросе. Иоан.4,21-24;, а также и апостол Павел увещевал своего ученика Тимофея в 1Тим.2,8.
В. В зависимости от жизненных обстоятельств мы можем молиться в любом положении или состоянии, сохраняя главное качество-благоговение. Примером может служить молитва Давида, сокрушающегося о содеянном грехе и лежащего на земле всю ночь. 2 Цар.12, 16. А также коленопреклоненная молитва апостола Павла с братьями по вере Деян.Ап.20,36 и молитва хваления и прославления Бога, например: Деян.3,8. Христос стоял и молился. Иоан.17,1; падал на лицо Свое. Матф.26,39; пророк Илия молился сидя, закрыв лицо руками; Давид молился в постели. Пс.62,7; апостол Петр на воде. Матф.14,30; умирающий разбойник на кресте. Лук.23,42.
7. Помехи и помощь в молитве.
Помехи.
– Слабая вера. Евр.11,6; Иак.1,6.
– Идолы в сердце. Иез.8,15-18; 14,1-3.
– Увлечение миром. Иак.1,14.
Помощь.
– Молитва во имя Иисуса Христа. Иоан.16, 23; 13,14.
– Молитва с постом. Деян.Ап. 13,2-3; 14,23.
– Единство духа. Матф.18,19-20.
– Настойчивость. Лук.18,1-8; Кол.4,2; Рим.12,12.
– Вера. Матф.21,22
– Искренность. Пс.144,18; Матф.6,5.
– Простота. Матф.6,7; 26-44.
– Серьезность. Иак.5,17; Деян.Ап.12,5; Лук.22,44.
Посему нам должно всегда молиться и не унывать. Лук.18,1.
8. Различные виды и основные части молитвы.
А. Прославление. Откр.4,11.
Б. Благодарение. Еф.6,19-20;
В. Исповедание. 1Тим.2,1.
Г. Прошение. Матф.7,11; Иоан.16,13.
В некоторых случаях детям старшего возраста, связанных с оккультизмом, необходимо рекомендовать совершить молитву отречения от сатаны и порочных оккультных связей (гадание, компьютерные игры с элементами магии, волшебства, насилия).
9. Причины не услышанных молитв.
У Бога нет не услышанных молитв. Бог нас слышит всегда. Его ответом бывает: “да”, “нет”, “подожди”.
А. – Если просимое не по воле Божией. Иак.4,3; Матф.20,22.
– Снижение духовного уровня. 2Цар.12,16-20.
– Если не прощаем ближних своих. Мар.11,25-26; Лук.6,37; Матф.6,15.
– Если душу терзают сомнения. Иак.1,6.
– Тайный и нераскаянный грех. Ис.1,15-16; Рим.2,16.
Б. – Испытания веры. Иер.3,1-26; Иов.19,25-26.
10. Как подготовить детей к молитве.
А. Создать атмосферу тишины и благоговения.
Б. Желательно перед молитвой спеть, побуждающий к молитве гимн.
В. Укрепить веру детей в реальность значения и силы молитвы.
Г. Предварительно донести до сознания детей важность и сущность молитвы.
Д.Личным примером в соответствии с возрастными особенностями детей практически показать как нужно молиться.
Перед молитвой, в некоторых случаях, необходимо напомнить детям, что обращаться к Богу нужно во имя Иисуса Христа. Иоан.15,16.
11. Почему детям, как и взрослым, необходимо молиться.
А. У Бога нет внуков и правнуков, у Него все дети, поэтому заповедь о молитве распространяется и на детей. Кол.4,2; Матф.7,7-8; Лук.18,1; 1Фес. 5,17-18.
Б. Дети имеют свои конкретные нужды.
В. Дети должны упражняться в молитве: научиться прославлять Бога, благодарить,
исповедовать свои грехи, молиться за ближних, правильно понимать и ощущать соприкосновение с Богом.
Г. Почувствовать и пережить Божью милость и благословения.
12. О чем и о ком могут молиться дети.
Дети могут молиться о личных нуждах, о своих родных и близких. В молитвах они учатся конкретно и осознанно выражать свои мысли, не отрываясь от реальности и уровня понимания своих возможностей. (Пресвитерская молитва, молитва родителей, молитва о мировых духовных, социальных и государственных проблемах).
Дети должны понимать, что Бог слышит их молитвы и отвечает на них. Таким образом. они вправе молиться об исцелении, защите, прощении, благословении, а также о тех духовных качествах и плодах духа, которых им не хватает. Гал.5,22-23.
13. Сколько времени уделяется общей молитве.
Возрастные группы:
3-4 года – (30-40 сек.)
5-6 лет – (40 сек. – 1 мин).
7-8 лет – (1-2 мин).
9-10 лет – (2-3 мин).
11-12 лет – (3-4 мин).
13-14 лет – (4-5 мин).
14. Советы и рекомендации для совершения молитвы.
А. Молиться необходимо с закрытыми глазами. (Чтобы не иметь помех со стороны).
Б. Не требовать у Бога, но просить.
В. Не зевать.
Г.Не совершать движений, не разговаривать, не держать в руках или во рту каких-либо предметов.
Д. Не следует высказывать кроме основных нужд второстепенные, понимая, что Бог прежде моления и прошения нашего уже знает о наших нуждах.
Е. Необходимо избегать длинных молитв.
Ж. Не излагать личные грехи, информация о которых может вызвать негативную реакцию со стороны окружающих. (Конкретная проблема должна быть разрешена в личном общении с пастором или в соответствующем узком кругу верующих).
З. Во время молитвы не следует практиковать образование молитвенного круга, когда группа, взявшись за руки, образовывает так называемый “магический круг”, так как об этом мы не находим ни Библейского основания, ни практики в нашем братстве, но скорее наоборот, многие лжеучения и харизматические течения имеют данную практику.
15. Что должен учитывать учитель в своей молитве перед детьми.
А. Молитва преподавателя должна совершаться на понятном и доступном для детей языке, в которой он может изложить известные, конкретные нужды молитвенной группы и Воскресной школы.
Б. Обращение к Богу в молитве преподавателя должно быть во имя Иисуса Христа, с верой и в силе Духа Святого.
В. Преподаватель должен в своей молитве подчеркнуть некоторые высказанные личные серьезные нужды учеников.
Г. Молитва преподавателя является образцом молитвы для детей и как следствие этого ее структурное построение должно соответствовать системе обучения.
Д. Желательно, чтобы молитва преподавателя соответствовала пройденной теме урока.
Е. В своей молитве коротко преподаватель должен отразить личное духовное состояние и нужды, постепенно переключаясь на сферу жизни детей в семье.