Вадим Гетьман

Праздник… Как приятно звучит это слово!
Для чего они нужны? Наверное, мы так устроены нашим Творцом, что не можем жить без определенного отдыха, передышек. Как монотонна и неинтересна была бы жизнь, если бы все дни были бы одинаковыми и ничем не отличались друг от друга! Поэтому в условленное время наступают праздники. Праздники – это «нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час – на все другие часы», – писал Экзюпери .

 

 

Хочется, чтобы праздников было побольше. И еще нам нравится, когда у нас или у наших близких и знакомых «праздничное настроение».
Но для чего праздновать? Кто и когда установил праздники? Эти вопросы особенно важны для нас, христиан, ведь праздники показывают, кто мы такие на самом деле.
Если верно выражение «скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу, кто ты», то верно и правило – «скажи, что ты празднуешь, и я скажу, кто ты».

Древний Израиль был совращен в язычество через праздники, которые были установлены у окружавших их народов. Достаточно было начать праздновать чужие праздники, и израильтяне утрачивали свою связь с истинным Богом. Поэтому Господь заповедает им праздновать лишь установленные Им дни. Это – отличительная черта израильтян: они должны представлять перед всем миром святость Его. Она выражается, в том числе, в тех праздниках, которые им нужно было отмечать.

О праздниках Господних можно прочитать в 23-й главе Книги Левит. Главным из них была суббота. Это был день покоя, в который предписывалось отдыхать (не заниматься обычной повседневной работой), а также – в общественном плане – участвовать в «священном собрании» (Лев. 23:3). Те, кто не участвовал, наказывались смертью (ст. 30).

Суббота символизировала то, что Бог сотворил небо и землю в шесть дней, а на седьмой дней почил (Исх. 20:11). Она записана как часть десяти заповедей, сердцевины закона Божьего.
Празднуем ли мы субботу сегодня? И да, и нет. Дело в том, что постановления закона относительно субботнего дня не во всем применимы для сегодняшнего дня. Например, в субботу нельзя было собирать дрова (Чис. 15:32), и за это Господь повелел побить нарушителя камнями (15:35).

Тем не менее, один из дней семидневной недели мы все же имеем как выходной для отдыха – это воскресенье. Принцип субботы остался, хотя ее церемониальное значение, распространявшееся только на израильский народ, прекратилось.
Суббота, или по-еврейски «шаббат», означало просто – «покой». Суббота была духовным символом, указывающим, что придет время, когда можно будет полностью успокоиться в Боге, когда каждый будет иметь мир и покой в сердце благодаря Его благословению. Эта эпоха пришла с нашим Спасителем, Иисусом Христом, который говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27). И еще: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Субботний покой обещан сегодня всем, кто верит во Христа: «А входим в покой мы уверовавшие» (Евр. 4:3). Автор Послания к Евреям в 4-й главе говорит, что изначально цель Божия была – привести Свой народ в Его покой. Прообразом этого был переход через Иордан для овладения Землей обетованной (Евр. 4:8), но истинный покой люди обрели не через Иисуса Навина, но столетиями позже через другого Иисуса – Христа.

Поэтому верующему во Христа не нужно исполнять церемониальную иудейскую субботу (так же, как не нужно приносить в жертву животных, как в Ветхом Завете, или делать воскрилия на одежде) – все это были духовные символы, которые исполнены во Христе.

То же самое можно сказать и обо всех других праздниках иудейских. Некоторые спрашивают нас: «Почему мы, христиане, не празднуем их? Ведь это – установления Господни». Ответ прост: празднуя их, мы свидетельствовали бы, что наше искупление еще не совершилось, что Христос еще не пришел. Ведь каждый из этих праздников уже исполнился во Христе.
Возьмем, к примеру, ветхозаветную Пасху. Этот праздник нужно было отмечать в районе марта-апреля, или 14 нисана по еврейскому календарю, в память избавления евреев из египетского плена. Все празднование было наполнено глубоким символизмом. Именно пасхальную церемонию взял наш Господь Иисус Христос как основу установленной Им Вечери Господней. Он взял тот кусок хлеба, который обычно оставляли иудеи во время церемонии нетронутым, потому что он предназначался для Мессии. Иисус же показал, что Он и есть Мессия, и вместо иудейской Пасхи установил воспоминание Его страданий. Он стал истинным пасхальным агнцем, закланным за наши грехи: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).

Но, если мы не празднуем сегодня иудейских знаменательных дней, потому что они остались в Ветхом Завете (Евр. 8:13), то на каком основании мы отмечаем христианские праздники? И правду ли говорят, что эти праздники – вовсе не христианские, а, напротив, языческие?

Новый Завет действительно не содержит постановления о том, чтобы верующие как-то чтили или отмечали отдельные дни (кроме уже упомянутой Вечери Господней). Даже напротив, Ап. Павел говорит: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:5). Значит, установление дней и их празднование принадлежит нашей совести, и мы, имея «ум Христов» (1 Кор. 2:16), способны определять дни, празднование которых прославило бы Господа.
Итак, Господь желает предоставить нам в этом вопросе свободу. В Ветхом Завете израильтянам были даны четкие указания о праздниках; в эпоху же Нового Завета нам не оставлено таких повелений, потому что Господь ожидает, что мы сами определим, что по-настоящему достойно воспоминания и празднования.

Как мы уже отмечали, по праздникам можно установить, что по-настоящему важно для нас. Именно поэтому в каждой стране есть свои праздники, помогающие представителям разных народов помнить свои памятные даты. Если бы эти праздники были отменены, то эти даты в скором времени утратили бы свое значение.

Так и христиане, с ранних веков существования церкви, будучи новым народом Божиим, установили для себя, под водительством Духа Святого, те праздники, которые указывают на события из жизни Христа. Если Христос – Тот, кого мы любим более всего (Песн. П. 3:1), то каждое событие из Его земной жизни дорого для нас и имеет особое значение для христианского роста и жизни.
Но что можно сказать на возражения тех, кто утверждает, что христианская церковь установила даты праздников, пытаясь заменить ими языческие торжества?
Если говорить о Пасхе, то, как известно, Христос воскрес на третий день после пятницы, т.е. в воскресенье (первый день недели) после иудейской пасхи (Ин. 20:19). Первые христиане начали собираться на Богослужения в этот день в ознаменование Его воскресения (Деян. 20:7, 1 Кор. 16:2). Так как иудейская Пасха приходится на весну, то логично, что с ранних веков церковь стала праздновать

Воскресение Христа именно в марте-апреле, придерживаясь лунного календаря, сразу после иудейской пасхи. С тех пор иудеи изменили способ вычисления дат в своем календаре, а христиане, расставшись с иудейской традицией, по-прежнему празднуют Пасху в первое воскресенье после полнолуния после дня весеннего равноденствия (21 марта). То, что в римских языческих кругах в это время отмечали праздники плодородия – простое совпадение. Вообще, весеннее время было наполнено подобными языческими праздниками, связанными с культом плодородия, поэтому, если бы Воскресение праздновали в другой день, оно, скорее всего, тоже совпало бы с каким-либо языческим торжеством.

В случае же Рождества ситуация была такова, что никто в целом не знал, в какой именно день родился Христос. Поэтому решено было назначить празднование на 25 декабря – в этот день по всей империи торжественно отмечали день языческого бога Мирты. Церковь решила предоставить альтернативу этой языческой вакханалии, показав, что Христос победил всех лже-богов, и Его рождение достойно того, чтобы праздновать и величать только Его. Как следствие, Христово

Рождество мы празднуем и поныне, а о Мирте люди давно забыли. Таким образом, мотивом ранних христиан при этом было – не поддержать языческое торжество, но установить соперничающий праздник, призванный изжить язычество.
Что-то подобное делают некоторые церкви и сегодня, когда, например, на 31 октября, вместо языческого Хеллоуина, предлагают людям собраться для альтернативного торжества (например, Дня урожая или жатвы), чтобы не участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф. 5:11).
Поэтому праздники свидетельствуют не о том, что христианство позаимствовало их у язычества, а о том, что Христово учение одержало победу над всеми силами зла и ада.

Пару слов нужно также сказать о праздничных традициях. Вследствие различных исторических и культурных особенностей у разных народов выработались многообразные способы выражения своей радости в праздничные дни. Это породило множество праздничных традиций. Например, на Украине в канун

Рождества принято колядовать и готовить двенадцать блюд, а в Болгарии на Пасху дарят друг другу глиняные горшки с написанными на них добрыми пожеланиями.
Но какие традиции нам, христианам, принимать, а какие – отвергать? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что Христос, входя в нашу жизнь, не заставляет нас изменить свое происхождение или отказаться от народа, из которого мы вышли (Рим. 9:1-5). Поэтому мы вполне можем принимать те добрые традиции, которые на протяжении веков сложились в праздновании евангельских событий, если эти обычаи не имеют оккультной подоплеки (как, например, праздник Хеллоуин на Западе), и цель которых – указать на Христа и прославить Его.
Таким образом, все зависит от нашего мотива. Если кто-то из верующих, глядя на Рождественскую елку, думает о мирской суете и языческих божествах – что ж, тогда, наверное, такому человеку не стоит ставить ее у себя дома. Но если елка для нас – символ торжественности и радости Рождества, то что же в ней греховного?
Н.П. Храпов об этом писал: «Некоторые христиане претыкаются этим, ища доказательства в Слове Божием к поставлению елочки, однако, Христос не укорял никого, когда, последовав традиции в вербное воскресение, народ славословил Его, постилая Ему под ноги ветви деревьев и свои одежды, а наоборот, оправдал прославляющих детей перед фарисеями (Мтф. 21:15-16)» .

Итак, важно состояние нашего сердца при праздновании. Фарисеи соблюдали все обряды, но были отвергнуты Иисусом за свое лицемерие – у них были неверные мотивы. Будем же следить за тем, чтобы никакие преграды – внутренние или внешние – не затмевали нам истинной радости евангельских праздников.
«Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник или новомесячие, или субботу, это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:16-17).

 

 

Автор: Вадим Гетьман

0 0 votes
Article Rating
Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
Inline Feedbacks
View all comments