Виталий Волчанский

 

О праве церкви «связывать» и «разрешать» .

 

Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:17-18).

 

В Евангелии от Матфея, в 18-й главе, 15-18 стихах,  Христос учил своих учеников, как поступать в случаях, когда согрешивший член церкви не желает принимать увещевания и не раскаивается в соделанном грехе: «…а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как грешник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:17-18).

 

 

 

Вопрос о том, дано ли церкви право  от Господа участвовать в решении вопросов церковной жизни,  в общем среди верующих не оспаривается. Всеми признается за ней право “связывать и разрешать”, как  и написано в Евангелии от Матфея.  Но в эти слова вкладывается порой совершенно противоположный смысл. Одни  понимают это  как право членов церкви обсуждать и принимать решения по всем без исключения вопросам, выражая свою волю голосованием  в различной форме: поднятием рук, вставанием, тайным голосованием, и т.д.;   другие—что члены церкви могут  только обсуждать вопросы, а право принимать решения –делегировать служителям . Третьи считают,  что  вопросы дисциплинирования даже выносить на церковь не следует, а все решать в узком кругу служителей, и только доводить до сведения членов готовые решения. И даже членские собрания в таких церквях не собираются годами. Есть мнение и такое: в одних вопросах церковь может принимать решение, а в других–не может,  то есть руководство церкви  объяснит ей суть дела, а обсуждать и голосовать —права не даёт (мотивируя это тем соображением,  что если доказан факт греха, члены не имеют права голосовать, так как решение уже вынесено Богом, и  церковь  не имеет права обсуждать Божьи установления).

 

Тем не менее, должен быть какой-то общий  порядок решения дисциплинарных вопросов, который предполагал Господь, говоря о правах церкви «связывать-разрешать». И  этот порядок должен был стать  правилом для всех будущих церквей. Не мог же Господь оставить в неведении своих детей относительно столь важного предмета, как решение болезненных вопросов  дисциплины и порядка в церквах; или рекомендовать своим избранным  чадам неверный путь в разрешении проблем церковного домостроительства, и  держать их в заблуждении  на протяжении двух тысячелетий. Ведь неверный способ/процедура решения таких вопросов, как  разрешение сложных  догматических противоречий, разборы тяжелых конфликтов,  отлучение  от церкви,  вопрос   участия в союзах или объединеиях, покупка или продажа церковного здания и ценного имущества, и многие другие—могут привести к непоправимым ошибкам и стать причиной тяжелых духовных переживаний,   болезней и разделений. Поэтому всем христианам необходимо четко представлять,  что же именно хотел сказать Господь в этих стихах будущим церквам, как нам сегодня понимать, что значит –иметь право  «связывать» и «разрешать», и как должна использовать это право поместная церковь. Безусловно, исключения могут быть,– как например, в современных мега-церквях по несколько тысяч членов, где физически невозможно проводить общее обсуждение и голосование по всем вопросам. Для таких общин должны быть выработаны свои решения. Но это—отдельная тема для рассуждения, так же как и целесообразность существования таких образований.

 

 

 

2.

 

О вопросах церковной дисциплины за последние 70 лет было написано достаточно много, в некоторых источниках—очень ясно, в других–достаточно расплывчато. Но далеко не все читали статьи, написанные в 30-х, 50-х или 70-х годах прошлого уже столетия в журналах «Баптист», «Братский вестник», «Христианин», и др. . Многие члены наших церквей (и таких-большинство)–просто соглашаются с  теми привычными процедурами принятия решений, какие уже практикуются в их церквях на протяжении лет, не задумываясь, хорошо ли  и правильно ли это.  Но все дети Божии во всех вопросах церковной жизни должны следовать Евангелию, верно понимать и точно придерживаться Слова Божия, чтобы не потерять благословения свыше и мира в церкви. Поэтому давайте прежде всего рассмотрим, что говорит Евангелие по этому поводу.

 

Евангелие от Мф. 18:18: «…истинно говорю вам: что вы свяжете на земле,  то будет связано на небе;  и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». В.И.  Даль так объясняет значение этих слов:  …«связать–связать кого на духу, наложить запрещение, епитимью (духовное наказание);   …духовное запрещение». (Толковый словарь живого Великорусского языка, Москва, 2002, Том 4, стр.160).

 

«Разрешить– …разгадать, рассчитать, разобрать, рассудить, заключить верно, …решить…от чего-то освобождать: «разрешить кого-то от епитимьи—простить, сложить ее». (Там же, стр.43).   То есть, в нашем контексте, это значит—решать вопросы, стоящие перед церковью.  Что  здесь речь идет именно о наказании или прощении согрешившего,  подтверждает другое место из Св. Писания—Ев. Иоанна, 20:23:  «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите—на том останутся». Заметим, что Гсподь не  детализирует, какие именно грехи. Следовательно– всё то, что надлежит разрешить или связять—все вопросы церковной жизни–должны решаться именно Церковью . В том числе, когда  дело идет об исправлении и наказании провинившегося члена церкви– важнейшего вопроса, связанного  с духовным здоровьем общины. И, раз в правильности и беспристрастности их решения глубоко заинтересована  вся церковь, это её право очевидно. Если бы здесь подразумевался иной смысл, Христос дал бы соответствующее разъяснение,  во избежание разнотолков.  Разве Господь печется, чтобы церковь разбирала и утверждала  только  малозначущие, второстепенные  дела,  решение которых существенно не влияет на духовную жизнь ее членов ? В Евангелии от Матфея, 18:17 и далее, дается пример, как  решаеть вопрос весьма важный–сохранение чистоты  церкви: «…если не послушаетскажи церкви;  а если и церкви не  послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Заметим, что речь идет не о части церкви, о ее старейшинах, диаконах, и т.д..  Здесь говорится о церкви в целом. Там, где говорится о служителях только, это указывается конкретно. Например, Деяния Апостолов, 15:6: «Апостолы и пресвитеры собрались…». Или: «пусть призовет пресвитеров церкви…» (Иак. 5:14); или: «призвал  пресвитеров церкви» (Деян. 20:17).

 

В данном месте Священного Писания речь идет о человеке, который не желает прислушаться к обличениям,  раскаяться и оставить путь греха.  Он достоин  тяжелейшего наказания—«да будет он тебе как язычник и  мытарь». Что это значит –как язычник и мытарь? То есть такой человек становится для христиан  как грешник. Он лишается благодати Божией,  извержен из среды церкви,  с ним не следует сообщаться. В нашей практике это значит– отлучить от церкви. В приведенных стихах для нас сейчас главную  роль играет не суть  прогрешения , но принцип принятия решений в случае нарушения церковной дисциплины.  Ведь  для  Бога любой грех, ведущий к духовной погибели, равно отвратителен и требует  наказания. Следовательно, не может быть разного подхода к решению дел о наказаниях за грех, так как все тяжкие грехи  ведут к духовной смерти согрешившего. Если бы Господь разделял процесс дисциплинирования (наказания) за тяжелые прогрешения по классификации грехов, или– по состоянию церкви (высокодуховная, низкодуховная), или по другим обстоятельствам,– Он непременно дал бы для каждого отдельного случая и указания на определенный процесс, способ разрешения—например, какие тяжкие грехи  разбирать и выносить решения в кругу служителей,  давая им право «связывать», а в каких—всей церкви. И тогда должно было быть от Господа ясное указание–какие именно дела церковь  может  решать (связывать), а какие-не имеет права, а приговор должен выноситься без её решения,  только по представлению духовных служителей. Но в Библии нет таких разограничений. Бог не дал. (Повторяю, речь идет о случаях тяжких грехов, требующих сурового наказания, а не случаев, когда выносится порицание, обличение, отстранение от Вечери, и т.д.).

 

3.

 

Евангелие от Матфея, 16:19– место, на которое иногда ссылаются те, кто придерживается мнения, что исключительное  право единолично решать все вопросы  дано служителю–пресвитеру.  Да, Апостолу Петру были даны особые права. Но не говорит Библия, что Петр  решал всё без  учета мнения  членов Тела Христова.  Тем более, нет указаний в Библии,  что такие же особые права даны всем служителям во все грядущие века.

 

Давайте посмотрим, как решался среди апостолов  важный вопрос дальнейшего служения          ( Деян. Ап. 15:22-23). Мы видим, что Апостол Петр, имеющий право “связывать”, не принимает  решения единолично, но: «…апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения  сего  дела». Не один Петр, имеющий “ключи  Царства Небесного”и право «связывать», а-пресвитеры и апостолы.  Мало того,  по мнению богословов, председательствовал на этом соборе даже не Петр, а Иаков. Разбирали вопрос  «апостолы и пресвитеры» (15:22), и «апостолы, пресвитеры и братья» (15:23). После рассмотрения дела апостолами и пресвитерами, вся церковь утверждала их решение и молилась за братьев: «тогда апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избравши из среды себя мужей…» (Деян. 15:22).  Обсуждался вопрос догматики, вопрос служения, и хотя члены Иерусалимской церкви были не одинаково сильны  в  познании Слова с апостолами и пресвитерами, и имели различный духовный опыт, чтобы принимать участие в обсуждении,  но решение утверждали —все.

 

А вот  как на практике «связывает»  и «разрешает» другой поставленный Христом апостол–Павел. Он имел не менее великое помазание и избрание, чем другие Апостолы (2 Кор. 11:15).  Мы читаем, что Христос «не разделился» (1 Кор.1:13), то есть Его слова неизменны, и  Его указание одному апостолу имеет силу и для всех других его последователей, в том числе и для Апостола Павла, и для всех нас. Ясно, что ни для него, ни для Петра Христос не мог  делать различия в способах  решения вопросов, возникающих в церкви. И вот,  Ап. Павел обращается к Коринфской церкви с настоятельным требованием –наказать грешника: «…соделавшего такое  дело , в собрании вашем во Имя Господа нашего Иисуса Христа обще с моим духом, силою Господа Иисуса Христа, предать сатане…» (1 Кор. 5:3-5). Не говорит Апостол—«он себя отлучил своим грехом, он уже вне церкви, и уже отлучен Богом,  и предан сатане, а вам –не дано права обсуждать решения Божии и что-то еще предпринимать, а  только–исполните  мое (на основании Слова!) решение  и объявите ему. Без вашего одобрения, согласия , или несогласия».  Нет,  Апостол Павел написал им, что именно церковь должна предать его сатане для исправления и спасения души его.  Казалось бы—зачем еще впутывать в этот процесс  церковь –ведь вопрос  ясен, человек—в грехе неоспоримом, и  все знают и подтверждают это!  А вдруг кто-то будет несогласен, не поддержит такое решение?  Но—для Господа,  видимо, было важно именно сознательное участие Церкви, ее позиция –и извержение из  ее среды происходит  по ее добровольному  решению. А если кто-то его не принимает– по низкому духовному состоянию, или неосведомленности, или по каким–то еще причинам,—Бог ему судья. Церковь всегда имела и имеет внутри себя инакомыслящее меньшинство. Но не оно определяет путь и духовное состояние церкви в целом.

 

На основании этих примеров, мы можем с уверенностью утвердждать: мнение, что “наказание за такие грехи, как блуд и прелюбодеяние, не должны осуждаться церковью, так как согрешившие уже сами себя отлучили”,–не соответствует тому, что говорит Священное Писание.

 

Потому что, во-первых, нет принципиальной разницы между  обычным прелюбодеянием и тем грехом, которым грешил человек в Коринфской церкви—оба принадлежат к одной категории грехов  против тела, и второй даже более мерзкий. И тем  не менее, Апостол Павел дает указание всей церкви решать это дело.

 

Во-вторых, чем  лучше (или хуже) убийцы, пьяницы, воры—что одни грехи церковь обсуждает и голосует, а другие—нет? Ведь  и те, и  другие люди—грешники, не наследуют царства Божия, и однозначно должны быть отлучены от церкви!

 

И, в—третьих, Апостол своим письмом показал ясно, что вопросы наказания должны решаться при активном участии церкви.

 

Следовательно, все случаи нарушения церковной дисциплины должны быть «связаны» или  «разрешены» только решением всей поместной  церкви.

 

4.

 

Это соответствует и понятию церкви как совокупности отдельных членов тела Христова. Апостол Павел поясняет, что в Нём все члены связаны воедино, и вне зависимости от их назначения, они все служат равно для благосостояния всего тела. Присвоение какой-то частью тела особых прав превосходства противоречит Закону равенства членов пред Телом (1 Кор. 12:12,  20, 25-26). И процесс принятия в Тело новых членов, и процесс «лечения» больных членов, и процесс  отсечения мертвых членов—это право Тела, а не отдельного  её члена. Как бы разумен он не был. Тем более, что всем людям  свойственно ошибаться.

 

Очень важное слово Апостола —«обще», т.е. совместно, согласно с его духом. Не «Я» один, Апостол, так решил! Хотя человек тот был явный грешник, и Слово его осудило, и в Божиих глазах он уже отлучен; тем не менее,– вы предайте, обще–все вы, включая членов, пресвитеров, и включая и его, Павла. Все вместе должны сознательно принять общее решение и действие совершить.  Речь идет именно о всей церкви, а не только о её служителях.

 

В этом заложен глубокий смысл—принятие ответственности всеми  членами Тела за те решения, которые принимаются, и  участие всех в решении судьбы каждого отдельного члена; разделение всеми тяжести и боли сожаления о впавшем в грех,  и радости о раскаявшемся блудном чаде. В этих сопереживаниях все братья и сестры ощущают себя взаимосвязанными членами одного живого оганизма–Тела Христова.

 

Подтверждение тому мы находим и в  Ветхом Завете.  При вынесении приговора грешнику все члены сообщества участвовали  в  его исполнении —побивании камнями.  Это и было их голосование–не поднятием руки, а –поднятием  камня.  Но поскольку  люди не занимались расследованием обстоятельств дела, не могли они бросать камни просто потому, что священник или кто-то еще крикнул-«побить его камнями!».  Требовалось  обоснование суровому наказанию. Нужно было показать его вину пред всем обществом, представить доказательства, убедить людей, чтобы все оправдали эту крайнюю меру. (Вт. 21:18-21; 22:14-24;). Так было и в случае со Христом. Для вынесения  смертного приговора священникам нужно было представить обществу Израильскому доказательства  Его вины. Почему первосвященники и искали лжесвилетелей. (Мф. 26:59).

 

Конечно, авторитет у Апостолов был столь высок, что их выводы принимались общиной без возражений.  Это значит,что и в наше время служители должны стараться иметь высокий авторитет, опирающийся не на силу давления, наказания или притеснения несогласных, а на справедливость, беспристрастность, верность суждений, и вернейшее исполнение Слова Божия. В таком случае, служители смогут  в каждом деле так ясно и убедительно обосновать свои предложения и решения, что у членов церкви не будет никаких сомнений в их справедливости. И если даже не все поймут и воспримут эти предложения, –таких будут  единицы. Полнейшее же стопроцентное единство по всем вопросам бывает разве что в странах и организяциях с диктаторскими режимами, где карается инакомыслие и все боятся последствий своего несогласия с официальной позицией. Или в редких случаях, когда все действительно абсолютно уверены в верности решения ( как правило, не  в сложных и спорных вопросах).

 

5.

 

Почему же церковь не всегда соглашается с предложением служителей? Потому что часто одни и те же факты можно интерпретировать—представлять, объяснять– по разному. Ведь даже многие очевидные, известные  места Св. Писания понимаются неодинаково как в различных церквах, так и среди членов  одной церкви. А обстоятельства дел часто не укладываются в простую схему,  бывают запутанными и неоднозначными, и выводы можно сделать разные при одних и тех же исходных данных. Поэтому,  даже опираясь на один и тот же факт, тяжесть наказания может варьировать в широких пределах, в зависимости от сопутствующих обстоятельств.  И в силу того, что  люди не совершенны в своих мыслях и делах, ( в том числе и служители),  их духовное состояние может измениться со временем не в лучшую сторону, и даже некогда сильный духовно человек может впасть в грех и совершить ошибку, что, к великому сожалению, случается в жизни (вспомним  Давида; да и Апостол Петр некогда противоречил Христу, делая это явно не под водительством Духа Божия). Может быть допущена субъективная, то есть не вполне справедливая, оценка ситуации. И тяжесть наказания будет всецело зависеть от святости, мудрости и беспристрастности тех,  кто подготовляет решение и  предлагает его церкви.   Поэтому все члены церкви должны выслушать предложения тех, кто разбирал обстоятельства дела,  сопоставить услышанное со Словом Божиим, многолетним опытом братства, дать свою духовную оценку, и сознательно подать свой голос—«за» или «против». И тем самым уменьшить вероятность ошибок.

 

6.

 

«Остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему»  (Иер. 6:16).

 

Справедливость этих рассуждений подтверждает и многолетняя практика нашего братства, имеющего огромный опыт служения. И  в наших церквях  на протяжении более чем ста лет все важные вопросы решались исключительно голосованием. И в Баптистских, и Евангельских Союзах—и прием, и исключение членов, и все болезненные проблемы всегда решались голосованием, то есть изъявлением воли членов. В тех случаях, когда это правило  нарушалось, случались несчастья, как это произошло в одном из союзов в Америке в недавнем прошлом, когда руководство лишило съезд  права на обсуждение и голосование по больному вопросу,  в результате чего союз раскололся и потерял большинство своих членов.                                                                                                                                                           Наши братья, прошедшие трудным путем страданий и гонений, за долгую историю Евангельско—Баптистского движения в России накопили огромный и многоценный опыт, и не раз обращались к этой теме. Они оставили в духовное наследие  документы, которые сегодня помогают нам в  выбре верного пути при  решении многих вопросов церковной жизни, в том числе –и в вопросе о правах церкви «связывать» и «разрешать». И сегодня в подавляющем большинстве церквей и союзов все вопросы так же решаются  только с участием всей церкви, открытым  изъявлением  воли ее членов.  Я не допускаю мысли, что мы имеем право игнорировать  проверенную  столетиями практику братства, а так же опыт наших современников со всех континентов.

 

7.

 

Есть очень опасная тенденция-считать членов церкви духовными карликами, которые не способны отличать доброе от худого. Так думали и фарисеи прошлых времен. Они тоже считали народ темным, непросвещенным, неспособным находить правильный путь: «народ сей невежда в Законе, проклят он!» (Ин. 7:49). Но Христос дал нам другое понимание роли Христианина: «вы-царственное священство» , и «сонаследники Христу». И часто Господь выражает свою Волю именно через мнение своей Невесты—Церкви. Безусловно, во Христе все члены церкви и её и служители являются  равноосвященныи  членами церкви, водимыми Святым Духом, если только они ходят во свете Божием.  В наших церквях нет  «преосвященного духовенства» и «мирян». И хотя служителям даны особые  права– пасти народ Божий, надзирать за ним, питать его чистой духовной пищей, охранять от ересей и всяких искушений диавольских, –они не должны превозноситься и считать себя «над церковью». Ибо написано– к служителям: «Внимайте себе и всему стаду» ( Деян. 20:28). Право «пасти» еще не есть право лишать паству права голоса. Но—«…Внимайте себе и всему стаду», т.е.–прислушивайтесь  к голосу стада, «… не господствуя над наследием Божиим»    (1 Петр. 5:3); и– вникайте в себя и в Учение, чтобы не потерять связи с Пастырем Небесным и всегда  ясно слышать и понимать Его голос. Да благословит Господь нас быть внимательными к Его голосу,  и глубоко размышлять над Словом Жизни, чтобы понимать его и избирать тот путь, который указывает нам  наш Небесный Пастырь.

 

Конечно, не следует бросаться и в другую крайность—низводить служителей Божиих, избранных церковью пасти стадо Христово, на уровень бесправных слуг, «тряпки для вытирания ног», как иногда любят повторять «поборники церковной демократии», а на самом деле— противники  всякого порядка и благочиния (дисциплины) в церкви. В 1-м Послании , 5:5, Апостол Петр однозначно указывает на беспрекословный порядок в церквях, основанный на послушании паствы служителям: «Так же  и младшие, повинуйтесь пастырям». То же говорит и Апостол Павел в послании к Евреям, 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим». В этом — божественный порядок устройства Тела Христова на земле. Чтобы оно функционировало слаженно,  в мире, любви и добровольном подчинении Воле Божией.  Будем  же бодрствовать и молиться, чтобы Господь утвердил нас в вере, и мы все, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота,  и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову,  дабы нам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:17-18).

 

В. Волчанский.

 

 

 

 

 

Ниже прилагается краткий список статей разных лет, взятых из журналов нашего братства, а так же выписки из уставов современных церквей и союзов ЕХБ со всего мира.  Вы можете найти их в Интернете.   Все они подтверждают высказанную выше  точку зрения.

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЕ. Список статей и интернет–сайтов.

 

1.   УСТАВ 3-й Славянской  Баптистской церкви г. Сакраменто

 

2         Доктрины церкви Филадельфия.  Устав Церкви.

 

3        УСТАВ Второй Савянской Баптистской церкви г. Сакраменто

 

4.  Российский союз  Евангельских Христиан—Баптистов.  УСТАВ.

 

5.  ВНУТРЕННИЙ УСТАВ Церкви Евангельских Христиан “Святой Троицы”

 

6. Международный союз церквей Евангельских Христиан-Баптистов.  УСТАВ.  Издание Международного Совета Церквей ЕХБ,  2006г.

 

7.   «Братский вестник»  № 3-4, 1955.  Левинданто—«БЛАГОЧИНИЕ ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ,  ИЛИ ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА».                                                                                                                           

 

8. БАПТИСТСКОЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ 1928 ГОДА, изданное в Москве Баптистским  пастором Н.В. Одинцовым

 

9. ПРОЕКТ ВЕРОУЧЕНИЯ ЕХБ, “Братский Вестник”,  №4,  1980

 

10.     Н. В. ОДИНЦОВ. Журнал “Баптист”, № 9-10, 1926. «О ЦЕРКВИ»

 

11. Н. А. Колесников. https://www.blagovestnik.org/books/00279.htm#21  Христианин! Знаешь ли ты, как должно поступать в доме Божием?»        VIII. АВТОРИТЕТ (ПРАВА) ЦЕРКВИ

 

12.  ВЕРОУЧЕНИЕ Евангельских Христиан–Баптистов

 

13.    Издание СЦ ЕХБ .  «ОБ ОСВЯЩЕНИИ»

0 0 votes
Article Rating
Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
oldest
newest most voted
Inline Feedbacks
View all comments