Что мы, дорогие друзья, братья и сестры, бывшие грешники, по милости Великого и Милосердного Бога, Спасителя всех человеков, имеем эту великую честь, с чем ее сравнить? Знать Бога и знать в Боге наше назначение, знать сущность всего, что нас окружает, чем мы живем, чтобы нам, не обольщаясь уже никаким заблуждением прославлять нашего Бога, все давшего и давшего нам к тому разумению. Все что мы имеем, а мы имеем сегодня перед глазами еще меленькую толику из всего множества, что есть на земле для человека. Не постижимо. Но все это только для плоти, для нашей жизни временной, для плоти. И это не главное. Хотя, это предназначение, Божье предназначение и здесь человек приготовляет себя для вечности, потому, что для вечности и сотворен человек.
Из кругов ученых я вспоминаю размышления одного и он говорит: «Теперь, когда уже стали видимы грани науки, то есть ее возможности, стоит спросить: что она дает мне, бессмертной душе?» Правда, нельзя отрицать, полезного, чем мы все люди пользуемся из того, что для плоти, для нашей временной жизни дали нам люди, которые всегда этим занимались, но только из того, что уже Бог даровал. Ни сколько, ни чуть, что-нибудь из своих собственных изобретений – нет, этого никогда не было. Только из того, что было уже сотворено Богом. Да, как здесь было уже сказано, что Бог все даровавший человеку теперь заповедовал и положил в жизни все это в своих трудах совершать, чтобы и Творца прославлять и чтобы жить полноценною жизнью. Но вот бессмертная душа? Бессмертие человека – что дали для него люди? Этот человек говорит: «Когда мы уходим, мы, бессмертные умираем, чтобы наследовать вечную жизнь мы ведь не освобождаемся от мысли, что и наследие наше должно быть вечным, а кто это наследие может даровать нам здесь на земле из самых больших мудрецов? Никто!» И это главное о чем нам должно думать, о чем нам должно заботиться, дорогие братья и сестры. И блажен, счастлив тот человек, который когда то остановившись и встал на путях своих и стал, как мы слышали, стал наблюдать, стал рассуждать, исследовать, а что же, к чему это все? И Бог такому человеку на встречу, потому, что Он любящий Бог первый протянул нам руку примирения, чтобы нас, падших и потерявших общение с Богом, и состояние здравой мысли, здравого понятия о смысле жизни, Он первый желает открыть нам и совершивший спасение для всех стучится в сердце каждого живущего на земле.
К тому что мы слышали, желание мое теперь прочесть из 13 главы Евангелия от Матфея с 24 стиха и ниже и потом из этой же главы несколько текстов. Господь Христос со своими учениками, толпы народа Его слушают и вот Он говоря о вечных истинах, говорит, евангелист повествует так: «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Пришедши де рабы домовладыки сказали ему: господин! Не доброе ли семы сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою». Ученики не поняли значение этой притчи. И тогда Христос Господь стал более свободным от слушающих, они приступили к Нему и обращаются, что значит эта притча? Когда Иисус отпустил народ, вошел в дом и приступивши к Нему ученики Его сказали: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле». «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; Поле есть мир; доброе семя, это – сыны Царствия, а плевелы – сыны лукавого; Враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему, как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего; Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную, так будет плач и скрежет зубов». И в заключении говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Вот я заметил, что присутствующие здесь некоторые так тихонечко, оставивши наше собрание, ушли. Так было и во времена Христа. Христос совершенно не настаивает так, чтобы человека во что бы то ни стало убедить, Он этого не делает, Он говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Кто имеет это желание и эту способность вникать, рассуждать, понимать – да слышит. Так сегодня это слово, дорогие друзья, и к нам. Особенно к тем, кто сегодня стоит в стороне не имея мира со своим Господом. Различными путями и разными притчами Христос рассказывал о Царстве Небесном, о жизни и назначении жизни человека здесь, в эти краткие вот годы. И вот предлагает притчу иную, которую мы сейчас с вами прочитали и образно нам говорит, вот видите, человек сеет. Сеяли люди с весны, было время, а когда лето прошло, наступила осень, надо убирать. Всему свое время, но, как мы уже говорили, все это для нашей плоти. Вы знаете, большинство людей живет только для того, чтобы вот пользоваться этими плодами земли для своей плоти. Даже не близкие к Богу люди и то говорят: «Ну полно, ведь это же не разумно, чтобы человеку жить только для того, чтобы есть. Нет! Человек – это творение, которое по замыслу Творца имеет более высокое назначение». Но, как бы то ни было, большинство только этим и живут. И вот Господь Христос как раз хочет обратить и наше сегодня внимание, что все это, что мы имеем для плоти по Его благословению, это не главное, это очень важно, но это не главное, а главное, чтобы мы всем этим пользуясь, мы помнили о нашем бессмертии. Мы бессмертны, дорогие друзья! По приговору Бога мы умрем нашей плотью: «Прах ты и в прах возвратишься». Но душа бессмертна. Это сказал Бог. И сказал на столько просто, что как Он в одном месте говорит, обращаясь к народу: «Славлю Тебя Отче неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, а открыл то младенцам». Вы слышите вот эту притчу? Она на столько проста, на столько доступна, чтобы слушая ее каждый простой человек мог бы уловить сущность этой истины. Вот вышел сеятель сеять – это наш Господь Христос. Царство Небесное, – Он говорит, -подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Поле, – Он говорит, – это мир, все человечество. Доброе семя – это Слово Бога. Вот это простое, зовущее к добру, к любви, ко спасению, указывающее человеку путь, как должно ему жить, чтобы во веки не погибнуть, а чтобы иметь спасение. Да, это доброе семя от нашего Господа. Но что вот случилось? Когда люди спали, то на это поле, то есть, на поле вот всего этого мира, всей этой земли, враг посеял плевелы. Что же это за плевелы? Это отрицание Бога, отрицание души, отрицание вечности, суда Божьего. Оно как то для плоти выглядит и приятно, потому, что никакой ответственности, живи я как хочу, никакого греха, никакого суда. Но а в конце концов, особенно когда мы приходим уже к концу наших дней, тогда обнаруживается, все, что этот враг нам давал, сеял в наши души, все остается здесь, а мы остаемся, эта бессмертная душа, без наследия. Отчего людям мира сего так страшна смерть не только сама смерть, а даже страшно о ней бывает человеку такому думать или говорить? Никакого наследия. Душа бессмертна и наследие, правильно этот человек говорит, должно быть бессмертным, должно быть вечным. Вот почему великое благо, великое счастье для человека, который здесь, по словам Господа Иисуса Христа, проживая собирал сокровища на Небесах, то есть это вот вечное, нетленное, не приходящее, тогда ему смерть не страшна. И вот слуги этого господина приходят и говорят: «Ты же доброе семя сеял, а почему же плевелы?» Ну теперь, так сказать, переведем на положение и на обстоятельства жизни человеческого общества. Для всех. И как бы спросим, откуда же это зло? Откуда же эта ненависть? Откуда эта вражда? Эти войны, отчего мы стонем, плачем и не можем никак освободиться? И Христос говорит: «Враг человек посеял это». Да, вот то что мы переживаем, все это зло, оно имеет хозяина, оно имеет своего источника и Христос прямо говорит, что все это породил дьявол. Вот этот враг ваших душ, он посеял, и в этом мире, на этом поле и прежде в ваше сердце эти плевелы. Но что важно, на что нам надо обратить внимание, дорогие друзья. Вот когда Христос объяснял эту притчу своим ученикам наедине, Он говорит, что вот так все это будет и будет при кончине века. Можно над этими словами смеяться и смеялись люди, даже полста лет тому назад. Это я говорю для тех, которые не имели веры в Слово. Не имели страха святого перед именем Божьим. Но вот в наше время, в наше детство, то есть, без примирения с Богом страшно. То о чем мы говорим, вот эта очевидность приближения воздаяния Бога для всех живущих на земле, пусть она подвигнет наши души и наш разум к тому, чтобы хоть сегодня остановиться и серьезно подумать, действительно, наблюдая за всем, что же есть я и что есть моя жизнь, и чем она закончится, и что там после смерти. «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. Пошлет Сын Человеческий», – это наш Господь Христос. Вот это наступление великой жатвы, великой жатвы. И говоря о жатве сегодня вот полей наших, того, что вырастили мы по благословению Божьему, при Его содействии, потому, что как написано: «Что сеем, мы поливаем, но произращает Бог». Он давший всему жизнь и сокрывший тайну жизни, для всех самых разумных людей, делает это до сегодняшнего дня и до конца, так будет. «До конца века не прекратиться сеяние, не прекратится жатва». Но пользуясь этим праздником – праздником жатвы и благодаря Господу за все, что Он дает нам для жизни во плоти, конечно же, дорогие друзья, отметим из того самое главное о чем говорит Слово Божье, что будет иная жатва, я хочу повторить, что она каждый день для многих тысяч людей. «Но будет жатва», – то есть день, в который будет «пожат» весь человеческий мир и где будем мы? Или этой лопатой, которая в руке этого великого Творца, будешь ли ты, буду ли я отсеян, как мы вчера слышали, вместе с теми, которые избрали этот путь – путь вражды против Бога и не зная того, не думая о том, что сами себе определили наследие вечных мук и вечных страданий, или через признание Бога, примирившись с Ним, быть наследником вечной жизни, для которой ты, собственно, создан Творцом. Сегодня, дорогие друзья, для нас сегодня вот здесь присутствующих еще не день жатвы. Для многих, может быть, это день сеяния. Этого доброго семени в твое сердце. Но, Христос, Бог предупреждает так просто тебя и меня: «Смотри не усни!» Если это случится, враг души твоей посеет плевелы, он это делает и теперь, наряду с тем, что ты слышишь во благо твое, для спасения твоего, ты, может быть, так беззвучно слышишь другой голос в сердце твоем, который тебя смущает и хочет уверить, что все это не так. Вот в этой борьбе ты как личность избери себе или вечность с Богом, чтобы быть пожатым в Его вечную жизнь, или, если не согласишься с этой истиной, останешься на стороне того, кто погубил уже много, много миллионов душ, и за твою душу он борется, борется по образному выражению Достоевского «в твоем сердце за душу твою».
Да поможет нам Господь, дорогие друзья, нам, ставшим на этот путь быть благодарными Господу всегда за все, и за эти дары, что мы имеем, и обильно имеем. Будем благодарить Его за то, что Он, совершивший спасение для всех, через Свою крестную смерть там, на Голгофе, сегодня еще в Своем долготерпении сеет это доброе семя в сердца людей, призывая их ко спасению и говорит: «Придите ко Мне все труждающие и обремененные и Я успокою вас». Он, наш Господь Христос. Так вот это будет до кончины века, а потом будет жатва. Где будем мы, где буду я, где будешь ты? Каждому дана это свобода выбирать, избирать, а со стороны Господа сделано все для грешника, для каждого человека живущего на земле, абсолютно все. Приди, покайся, уверуй и прими и будешь счастлив, будешь счастлив уже теперь, этою благодатью, которую Господь изливает в сердце приходящего к Нему. И этою святою надеждой, через силу благодати, пройти этот путь и водвориться в вечные обители Господа Иисуса Христа. Слава Ему да будет и ныне и вовеки! Аминь!