О. Петров Матф. 26:45
Эти незабвенные слова Спасителя, этот вопрос, предложенный Им Своим избранным ученикам, друзьям Своим – в тягчайшую минуту Его земной жизни, сейчас особенно тревожно лежат на сердце.
Земная жизнь Иисуса, блеснувшая, как ослепительная молния и озарившая своим светом весь мир, лежавший во тьме и тени смертной, пришла тогда к концу. Предстоявшие муки, добровольно принятые Им на Себя за порочный мир, и могила, куда опустят Его поруганное, истерзанное тело – холодной, смертельной тоской сковали Его душу.
«Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. (Матф. 26:38).
Это была Его первая, личная просьба к ним. Поняли-ли они своего Учителя, отозвались-ли всей душой на Его смертельную тоску? – Они еще никогда не видел Его в подобном состоянии. Они видели Его слезы над обреченным на гибель Иерусалимом (Луки 19:41-44), Его скорбь и слезы перед могилой Лазаря (Иоан. 11:33-35), они видел Его негодующим перед косностью и лицемерием фарисеев (Марк. 3:1-6), Его гнев при виде храма Божия, оскверненного и обращенного в рынок (Иоан. 2:15-16). Они видели Его радующимся об их спасении (Луки 10:20-21). Видели Его изливающим потоки благодеяний, милосердия и всепрощения, беспредельной любви и долготерпения. Но сейчас перед ними был Иисус, совершенно для них непонятный, непостижимый! От Него на них повеяло не божественной тоской о погибающих овцах дома Израилева, об обреченном на гибель мире. Его тоска навеяла и на них тоску, оковала их сердца тяжкой печалью, и они, как завороженные этой страшной, небывалой тоской их Наставника, погрузились в тяжелый сон (Луки 22:45).
Господь изнемогал в борении, Он лежал во прахе, и молился. В смертельной тоске, содрогаясь от ужаса предстоящих страданий, крупные капли холодного пота, насыщенные кровью, орошали чело и, скатываясь струями, падали на землю.
Истомленный борьбой, Он поднимается с земли и идет к ученикам Своим, но… «находит их спящими от печали, ибо у них глаза отяжелели» (Матф. 26:43).
«Так-ли, не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Матф. 26:40-41).
Снова возвращается Он на прежнее место, снова падает во прах, в мольбе простираясь перед Небесным Отцом Своим, ища подкрепления и участия Его. И там – высоко, за пределами чистых небес, в не преступном свете, Всемогущий Властелин и Создатель неба и земли – Великий Отец, пославший Своего возлюбленного Сына, спасти погибшее человечество, сострадал Ему. Но так было решено в Высшем Совете… и теперь Отец не идет, чтобы утешить и укрепит возлюбленного Сына. «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лук. 22:43).
Еще раз поднимается с колен Спаситель и идет к друзьям Своим. Они… спят…
«Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час» (Марк. 14:37). Он называет по имени спящего друга! Он и сейчас взывает к друзьям Своим: «Вы все еще спите и почиваете?».
Мир погибает! Мы призваны бодрствовать и молиться о погибающем мире, бодрствовать и молиться о погибающем мире, бодрствовать и молиться с Ним. Он не дремлет и не спит (Пс. 120:4).
Он «священник вовек по чину Мельхиседека (Пс. 109:4)». «Ходатай лучшего завета, утвержденного на лучших обетованиях» (Евр. 8:6). Он Своим оком наблюдает за погибающим миром, за который проливал Свою кровь. «Он был послушен Отцу даже до смерти, и смерти крестной» (Филип. 2:8). И как в ту роковую ночь в Гефсимании, когда, молясь до кровавого пота, Он находил спящими тяжелым сном уныния и печали учеников Своих, будил их спрашивая: «Вы все еще спите и почиваете? Бодрствуйте со Мною и молитесь», так и теперь Он спрашивает нас называя каждого по имени: «Симон! ты спишь? Не можешь ты бодрствовать со Мною этот час?»
Разве ты не слышишь, дорогой брат, дорогая сестра, ухом сердца своего, каждый день, голос дорогого Учителя твоего, обращенный к тебе: «Ты спишь? Бодрствуй, молись!» Вот наступает час, когда Сын человеческий придет уже не как Спаситель твой, но как Праведный и нелицеприятный судья, и мы должны будем дать Ему отчет о каждом зарытом таланте, данном нам на служение Ему, для Его прославления. «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы, в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).
Мертвая спячка охватила всех… Спят и неразумные и мудрые девы… Глаза отяжелели от уныния, печали, усталости, и нет сил открыть их… Полно! Силы-ли не хватает или нет желания? Ведь сила наша в Нем.
«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).
Бодрствовать призваны мы много раз Самим Спасителем, еще во время Его земного странствования: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа , в который придет Сын Человеческий» (Матф. 25:13).
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время». «Итак бодрствуйте; ибо не знаете, когда придет хозяин дома, вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы пришел внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем» (Марк. 13:33, 35-37).
«итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.» (Луки 21:36).
И, наконец, как заключительное Его предупреждение в Откровении Апостолу Иоанну: «Бодрствуй и утверждай прочее, близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим» (Откров. 3:2).
«Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откров. 22:12). О, как это страшно!
«Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).
Хочется закончить этот призыв к бодрствованию словами апостола Павла: «Встань спящий, и воскресни, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Ефес. 5:14). Это послание обращено к верующим и какие загадочные слова: «воскресни из мертвых и осветит тебя Христос». Не «освятит», а «осветит». – Верующие спят мертвым сном в полной тьме!
Чего мы ждем еще? Трубы архангела? Полуночного возгласа: «Жених идет!».
Тогда проснемся – с пустыми, высохшими светильниками! И тогда скажет Он: «истинно говорю вам: не знаю вас» (Матв. 25:12).