Журнал ВЕРНОСТЬ №4 1931 год
Д. Мёррей.
Во время Своего пребывания на земле, Христос, желая выразить те отношения, которые ученики должны были к Нему иметь, говорил: „ Следуй за Мною!“ Но когда пришёл час покинуть землю, чтоб вознестись на небо, Он употребил другое выражение, обозначающее более тесное и более духовное единение, которое должно было установиться между Ним и Его учениками. „Пребудьте во Мне“! сказал Он им.
Глубокий смысл этих слов и тех обетований, которые кроются в них, остаются, к сожалению, сокрытыми даже для многих искренних учеников Христа. Веря своему Спасителю во всём, что касается прощения грехов, ожидая от Него помощи, в которой они так нуждаются, стремясь, до известной степени, повиноваться Ему, – они не отдают себе отчёта в том, к какой интимной близости, к какой удивительной общности жизни и интересов призывает их Христос, когда говорит: „Пребудьте во Мне“! А благодаря этому они теряют драгоценное сокровище, и потеря эта касается не только их самих, но и самой Церкви и всего мира. Незнание этого часто служит источником их неверия, причиной, почему они так неполно пользуются тем спасением, которое для них уготовано.
Стоит только начать с рвением проповедовать в наших церквах Христа, говорить о живом общении с Ним, о возможности ежедневно получать от Него помощь, не говоря уже об искуплении и прощении Им наших грехов, как сразу видишь, что целый ряд верующих с радостью вступают в эту новую жизнь; и плоды этого не дают себя долго ждать.
Желая прийти на помощь тем, кто не понял ещё — что хотел сказать Спаситель этой заповедью, или кто ещё не смел говорить, что такая жизнь доступна и для них, — мы решаемся опубликовать эти заметки. Дитя выучивает свой урок при помощи частого его повторения. Останавливая своё внимание на каждой из граней веры, христианин начинает её воспринимать. Мы надеемся, что многим будет полезно день за днём размышлять вместе с нами, при свете притчи о виноградной лозе, об этих драгоценных словах: „Пребудьте во Мне…” Это общение со Христом представится необходимым каждому искреннему христианину, и мы получим при том большие благословения. Будем только размышлять с молитвой и примем Христа всего таким, каким Он откроется нам; Дух Святой сделает для нас эти слова духом и жизнью; они станут для нас силою Божией ко спасению.
Да покажет Господь тем из Своих чад, которые ещё хотят жить своими собственными силами, что Он хочет, чтобы мы принадлежали только Ему одному, ища единственно в общении с Ним ту неизъяснимую любовь, к которой они стремятся. Мы же, вкусившие уже этой новой жизни, да останемся навсегда неизменными свидетелями силы нашего Господа, Который сохранит нас в Себе, для обращения многих людей на этот святой путь.
Чтобы возрасти во Христа!», нужно время. Не рассчитывайте научиться пребывать в Нём, если не посвятите этому нужного времени. Недостаточно читать Священное Писание или книги, надеясь уловить их смысл, недостаточно просить у Бога благословения и снова погружаться в повседневную жизнь, будучи уверенным, что благословение придёт. Нет, надо каждый день находить время для молитвенного общения со Христом. Мы считаем нужным посвящать известное время нашей еде; рабочий требует целый час на обед. Перехватить, стоя — наскоро, немного пищи, едва ли полезно. Точно так же, чтобы жить во Христе, мы должны питаться Им; мы должны принимать и усваивать небесный хлеб, который Отец нам дал в Своём Сыне. Старайтесь же ежедневно — до, во время и после чтения Библии войти в соприкосновение с живым Христом, чтобы непосредственно подчинить себя Его Божественному влиянию; тогда вы дадите Ему возможность овладеть вами и сохранить вас в Своём общении.
Да даст Господь всем читателям познать счастье пребывания во Христе со всеми богатыми благословениями, которые отсюда вытекают! Да будет благодать Христа, любовь Бога и общение Святого Духа их ежедневной пищей!
ПРЕБУДЬТЕ во ХРИСТЕ, РАЗ ВЫ ПРИШЛИ
к НЕМУ Иоан. 15 ст. 1—12.
„Придите ко Мне!“ Мат. 11:28. „Пребудьте во Мне!“ Иоан. 15:4
Ко всем, кто услышал первый призыв Христа: „Придите ко Мне“ и обратил на него внимание, относится и следующий призыв Спасителя: „Пребудьте во Мне!“ Мы ни разу не раскаялись в том, что пришли ко Христу; мы убедились, что Он верен в Своих обетованиях. Он дал нам полное прощение грехов‚ сделал нас участниками радости и Своих благословений; придя к Нему, мы нашли гораздо больше того, на что могли надеяться.
Однако, позднее наступило разочарование; благословения, которым вначале; мы так радовались, оказались непродолжительными; радость и любовь, наполнившая вас при первой встрече, со Спасителем, вместо того, чтобы развиваться, мало – помалу исчезли. И мы спрашиваем себя: почему же это произошло?
Ответ прост: мы отдалились от Христа. Благословения, которые Он обещал, тесно связанные
с призывом: „Придите ко Мне“, могут сохраниться только в близком общении с Ним. Если Он призвал нас к Себе, то не для того, чтобы дать нам испытать радость лишь прощения — порадоваться в течение короткого времени, после нашего обращения, а затем снова позволить нам впасть в грусть и грехи (последствие нашего возврата к мирской жизни). Не поняв Его, мы не сохранили того мира, который нашли, придя к Нему. Однако, та же любовь, которая заставила Его сказать: „Придите ко Мне“, побуждает Его прибавить и ‚‚пребудьте во Мне“. Благословения, связанные с этим вторым призывом, значительно превосходят те, которые сопровождали первый зов; мы даже не в состоянии заранее представить себе тех сокровищ, которые заключают в себе эти слова для того, кто их принимает.
Пребудьте во Мне, а не со Мною, сказал Христос. Этим Он показал, что хочет установить между Собою и нами отношения самого интимного характера: Он желает, чтобы мы участвовали в Его Божественной жизни. Раз мы к Нему пришли, мы должны и пребывать в Нём. Те же причины, которые побудили нас приблизиться к Нему, ведут нас и пребывать в Нём. Боязнь греха и последующего за ним проклятия, чувство усталости, желание освободиться от греховной природы, чтобы стать святыми п чистыми, и обрести потребность познать Его бесконечную любовь, надежда на славное и вечное наследство, — всё это, приведя ко Христу, должно нас удержать около Него, так как, только пребывая в Нём, мы сохраним полученное прощение и насытим наши алчущие души. Если, придя ко Христу, мы уже почувствовали себя счастливыми, то насколько более счастливыми мы окажемся, пребывая в Нём! Кому охота остаться у ворот чертога, когда царь приглашает войти, чтоб разделить с Ним Его славу! Однако же, многие из пришедших ко Христу признаются, что не знают состояния пребывания в Нём. Одни не понимают, какова была цель Спасителя — призвать их; другие, хотя и понимают это, не верят, что общение сие возможно; третьи верят, что общение достижимо, но не могут открыть его секрета; четвертые, наконец, просто; признаются, что неверие их мешает им воспользоваться этой милостью; они не в состоянии всем пожертвовать, чтобы пребывать в Нём всем своим существом.
Всем таким христианам мы возвещаем слово; Христа: ‚‚Пребудьте во Мне!“ и призываем их вместе с нами подумать над его глубоким смыслом. Мы не претендуем, однако, дать ответ на все, вопросы, которые, при этом, могут возникнуть. Иисус Христос может Один сделать это через Духа Святого, мы же хотим только указать на те милости, которые связаны с той благословенной заповедью, и на препятствия, которые держат нас ещё вдали от Христа.
Сядем же мысленно у ног Спасителя, чтобы предаться размышлению об этих словах; воспримем их в наше сердце и будем ждать от Него одного силу ответить на них и способность — принять благословения, которые нам предлагаются.
Пребудьте во Христе и найдёте покой душам вашим.
„Придите ко Мне . . . и я успокою вас. Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня… и найдёте покой душам вашим“. Мат. 11: 28—29.
Покой души! — вот что предлагает Спаситель усталому и обременённому грешнику, чтобы привлечь его к Себе. Обетование это, несмотря на кажущуюся простоту, необыкновенно глубоко. Покой души — это освобождение от всякого страха, удовлетворение всякой потребности, исполнение всякого желания. Всё это Спаситель предлагает для того, чтобы снова привлечь к Себе того, кто от Него отдалился; и это обетование Он повторяет дважды, сопровождая его различными условиями, дабы дать нам понять, что обещанный покой может быть осуществлён и сохранён только в непосредственном общении с Ним, так что, если мы тот покой теряем, то только потому, что не пребываем во Христе. Сначала он говорит: „Придите ко Мне, и Я успокою вас“; это значит, что в самый момент, когда вы придёте и уверуете, Я дам вам покой, – покой прощения и примирения“. Но чтобы сделать вполне своим то, что Господь нам даёт, необходимо время; поэтому, Спаситель повторяет Своё обетование в иных выражениях, в которых Он говорит уже не только о первоначальном покое, даруемом всякой приходящей к Нему усталой душе, а о покое более прочном, более глубоком, который принадлежит лишь, пребывающей в Нём, — о покое, который является плодом более совершенного познания Его, более тесного единения с Ним и более полного отречения от самого себя. „Возьмите иго Моё, научитесь от Меня“ говорит он, — „поступите в Мою школу, подчинитесь во всём Моей воле, пусть жизнь ваша будет единой с Моей жизнью; одним словом, пребудьте во Мне, и найдёте покой душам вашим“.
Разве эти слова не открывают нам причину, почему мы так часто теряем покой наших душ? Тайна полного и непрерывного покоя состоит в том, чтобы мы совершенно отдались Христу, чтобы предоставили в Его распоряжение свою жизнь, чтобы позволили Ему вести нас, чтобы дали Ему учить себя, чтобы были только тем и делали только то, что Ему угодно; вне, этих условий, бесполезно надеяться сохранить тот мир, который нам однажды дал Христос. Покой наш сокрыт во Христе, и душа наша покоем может пользоваться только тогда, когда сама пребывает в Нём.
Не воспринявши этой истины, многие из верующих скоро утрачивают свой мир. Одни не знают, что Христос хочет нашего посвящения себя Ему, что и желает обладания нами во всех мелочах нашей жизни, — чтобы мы во всём и всегда старались Ему угождать. Другие считают такое состояние души, при котором она постоянно пребывает во Христе, венцом жизни, вершиной полной святости и постоянного прогресса. Они не могут себе представить, что такое состояние души может быть исходной точкой и для слабого, начинающего. Взять на себя иго Христа и нести его, ни на минуту не оставляя, представляется делом, связанным с неимоверными усилиями, с такой степенью мудрости, которая выше наших сил. Думающие так не знают, насколько иго Его благо, какой покой даёт Его бремя; ибо в момент, когда душа сгибается под этим бременем, Господь даёт ей радость и силу все преодолеть и повиноваться. Они совсем не замечают, что, произнося слова: „научитесь у Меня“, Христос прибавляет: „ибо Я кроток и смирен сердцем“; этим Он уверяет нас, что Он пойдёт навстречу нашей слабости и понесёт нас, как мать несёт на руках своё крохотное дитя. Они не видят того, что, когда Он говорит: „пребудьте во Мне“, Он требует только, чтобы мы отдались Ему, а Его всемогущая любовь берётся уже охранять и благословлять нас. Таким образом, одни сбиваются с дороги, отказываясь посвятить себя Ему вполне; другие же ослабевают из-за недостатка доверия к Нему. Посвящение себя и вера — вот два главных элемента христианской жизни: всё отдавать Христу, всё получать от Него. Одно заключает в себе другое, и оба могут быть охарактеризованы одним словом: ввериться. Ввериться, т. е. совершенно отдаться, значит: повиноваться в такой же степени, как доверяться, — доверяться в той же мере, как повиноваться.
Неудивительно, что, при наличии такого недоразумения в основном вопрос, жизнь христианина не делается жизнью, полной радости и силы. Забывая, что без Христа мы решительно ничего не можем делать, а, с другой стороны, не понимая, что Христос хочет взять нас в Свой руки чтобы охранять нас и направлять во всех мелочах жизни, — мы продолжаем рассчитывать на свои собственные силы, и тогда неизбежно впадаем в грех. Наш путь, вместо того, чтобы делаться всё более и белее лучезарным, как путь праведника к совершенному свету, — становится похожим на путь Израиля, блуждавшего в пустыне, хотя и на пути к обетованному покою. В этом случае, можно быть близким к цели и не достигнуть её.
Усталые души, ищущие покоя, познайте теперь же убежище, где вам обеспечен мир!
Быть может, скажете вы: вот именно это-то и трудно, чтобы пребывать во Христе, нести Его иго, получать от Него указания; усилие, необходимое, чтобы этого достигнуть, часто смущает. Но тут-то именно и есть ошибка. Не надо вовсе думать, что требуется какое-то усилие. Разве для утомлённого путешественника большой труд отдыхать на ложе, которое для него приготовлено? Разве для ребёнка тяжело покоиться на материнских руках? Разве не отдых подкрепляет путника? Разве не руки матери держат ребёнка? То же ведь и в отношениях со Христом. Душа должна только ввериться Ему и оставаться в покое. Мы думаем, что сама огромность этого дара служит препятствием для людей. Люди не могут себе представить, что Христос хочет и может учить нас в течение всего дня. Однако, это обещано, и, когда мы начинаем этому верить, мы обретаем мир. Затруднение не в том, чтобы нести иго, а в нашем нежелании взять это иго. Мир нашим душам даст только полная отдача наша Христу, нашему Учителю и Хранителю.
Перевёл О.Д.