Цель христианского образования
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму;
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его,
как сокровище, то уразумеешь страх Господень
и найдешь познание о Боге».
Пр.2,3-5
Что включает в себя понятие – «Христианское Образование».
Цель христианского образования – это Богопознание.
Познание Его сущности. Его любви. Его воли. Уподобление Христу – это главная цель всей нашей жизни здесь на земле, хотя мы знаем, что только в вечности увидим Его, как Он есть и станем во всем подобными Ему. 1Иоан.3,2.
В этой целеустремленности мы имеем замечательный пример жизни Иисуса Христа и являемся ведомыми Духом Святым, Который в данный период времени занимает руководящую роль в Церкви и в личной христианской жизни. Он наставляет нас, обличает, открывая наш разум к познанию Христа, а познавая Христа мы больше познаем Бога.
В этой связи в основе концепции Христианского Образования, а так же любой учебной программы внутрицерковного образования и программ богословских учебных заведений, должна лежать их христоцентричность.
На этом, учителем, через весь спектр учебных материалов и программ, должно фокусироваться и концентрироваться внимание учащихся, преломляясь через эту призму и влияя на их сердца. И в итоге найти отражение в обновлении их ума, характере и образе жизни. 1Иоан.3,2.
Следствием этой первопричины, как основы христианского образования, у учеников в процессе учебы должно сформироваться искреннее желание: Познавать Христа. Подражать во всем Христу и пребывать постоянно во Христе – вот вершина успеха христианского образования.
Это значит глубоко осознанно отвергнуть себя и навсегда подчинить свою волю Христу.
Только новая природа, рожденная от Духа, способна к высшему познанию, в том числе и через христианское систематическое образование, ибо нельзя взращивать духовно не рожденных.
Что имеется в виду. Не редкость, когда в воскресных школах и более серьезных богословских учреждениях пытаются развивать людей, которые не пережили рождения Свыше. А что потом?
А потом мы имеем дело с людьми обученными, но не одухотворенными.
Как учит Священное Писание: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него». 1Кор.8,3. Эту мысль хорошо выразил апостол Павел следующими словами: «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…». Фил.3,7-15.
Всякое иное определение цели христианского образования может привести к тому, во что уклонились многие книжники, фарисеи и другие религиозные школы. Так, например, апостол Павел очень хорошо в первом послание к Коринфянам показал их заблуждение, что они считали изучение Библии самоцелью, а не средством, ведущим верующего к познанию Бога и благочестивой жизни. И в этой связи они буквально утонули в богословских спорах между собою вместо того, чтобы идти и проповедовать Христа распятого, воскресшего и вновь грядущего.
Важную роль в процессе Богопознания играет церковь. Церковь Бога живого – есть столп и утверждение истины. 2Тим.3,15.
Хорошо, если в церкви есть очень духовные, опытные и богобоязненные люди, которые ежедневно занимаются библейским самообразованием, усердны в добрых делах и молитве.
Такая церковь никогда духовно не уснет, и будет иметь хорошую репутацию в своем Объединение или Союзе. И наоборот. Если поместной церковью управляет какой-нибудь эгоцентричный «Диатреф» или нет внутрицерковного образования, хотя бы на уровне воскресной школы для всех возрастов, то такую церковь ожидает посредственное существование. Она не сможет выполнять своего стратегического предназначения – Великого Поручения. Мф.28,19-20.
В каком духовном состоянии церковь, таких детей она и рождает. Скорее всего, такая церковь будет заниматься внутренними вопросами, взращивая саму себя, потеряв основное видение. И расти количественно не за счет Евангелизации и миссионерской деятельности, а за счет миграции людей из других церквей.
Печальное явление, когда люди будут думать не о спасении грешников, а кочевать из церкви в церковь в поисках комфорта для своей души и устройства личной жизни.
Наличие прекрасного молитвенного дома, профессионального пения и музыки, а так же большое количество программ и проектов, являются только формальными составляющими организации, но главная суть в том, что делает церковь церковью – это то, что формирует, прежде всего, духовные ценности людей.
Ибо, как говорит Священное Писание, можно проповедуя другим, самому оказаться не достойным. 1Кор.9,27. Это возможно при прекращении личного процесса освящения и наставления, когда человек берет в руки Библию только тогда, когда нужно к чему-то приготовиться, но не потому, что это следует делать каждый день. Ис.Нав.1,8; 1Тим.4,16.
Как важно не просто сказать верующим или не верующим, то, что вы хотите до них донести, а грамотно, доходчиво и аргументировано изложить свои мысли.
В этой связи стыдно не знать Истории Библии. Истории христианства. Догматики своего вероучения. Догматических отличий хотя бы основных мировых религий.
В назидание своим студентам, чтобы настроить их на серьезное отношение к обучению, известный английских проповедник Ч.Г. Сперджен сказал следующее:
«Вы можете быть прекрасными ораторами и произносить превосходные речи, но без истинного познания Евангелия и без способности проповедовать его другим, вы будете лишь “медь звенящая или кимвал звучащий”. Пустословие часто служит фиговым листком, прикрывающим богословское невежество проповедника». Сказано резко, но по существу.
Польза от учреждения церковью или Союзом церквей образовательных программ и структур огромна. Мы воспринимаем Бога не только сердцем, не только чувствами, но и на уровне интеллекта. Систематическое обучение расширяет кругозор и повышает интеллект учащегося.
Оно помогает найти свое призвание и сформировать видение будущего служителя. Лучше понимать Священное Писание, быть эффективным служителем в церкви и оказывать сильнее влияние на погибающий мир.
Каждый современный человек получает первое свое начальное образование в светской школе и видит, что чего-то не хватает в системе общественных школ, и дело не просто в маленькой зарплате учителей. Как христиане мы понимаем: не хватает Божественной мудрости. Еще Мартин Лютер говорил: “В каждой школе должны изучать Священное Писание, в противном случае школа, отказавшаяся от изучения Слова Божьего, станет воротами в ад”.
Возможно, я приведу не совсем корректный пример, но предлагаю в простоте сердца сделать сравнение между посланиями Апостола Петра и Павла. Один был простой рыбак, а другой богослов, очень духовный и образованный человек. Петр был учеником Иисуса Христа, а Павел Его никогда не видел.
Ценность посланий Апостола Петра и Павла невозможно переоценить. Равно и умалить достоинство одного перед другим. Но в тоже время, мы видим, какую огромную роль образование сыграло в жизни и трудах Апостола Павла.
Хорошее знание истории, книг Священного Писания и наставничество прекрасных учителей, сделали его великим мыслителем, и священнослужителем.
В одном из своих посланий Апостол Павел с глубокой скорбью писал о своем народе, что они ограничили себя обрядами в рамках закона. Привыкли к своему положению. Физический труд преобладал над умственным и когда пришел Христос не приняли Его, потому что умы их были «ослеплены». 2Кор.3,14. Можно сказать, что слово «ослеплены» в понимании Апостола Павла означало – сложившийся устойчивый обрядовый образ жизни Ветхозаветного народа. Механическое стремление исполнить закон, который «ничего не довел до совершенства» и остановку их духовного самообразования.
Поэтому простые люди так легко пошли на поводу более грамотных, авторитетных, но не искренних религиозных вождей. И в тоже время он пишет о тех, кто не просто соблюдал Ветхозаветный Закон, но и ожидал Миссию – Христа внимательно вчитываясь в Писание. Отсюда вытекает следующее. «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 2Кор.3,18.
Апостол Павел употребил слова «взирая на славу Господню» и «преображаемся».
Не трудно уяснить, что взирать на славу Господню, можно только благодаря живой вере в то, что написано о Христе в Писаниях, включая Его Воскресение из мертвых, хотя многие лично свидетелями этих событий никогда не были.
Это школа веры верующих людей того времени. Результатом этого познания стало преображение этих людей.
В настоящее время эффективность служения во многом определяется личными духовными качествами служителя и его образованием.
Библейское понимание христианского образования должно охватывать все сферы человеческой жизнедеятельности:
1. Пастор – должен быть образованным.
2. Проповедник – должен быть образованным.
3. Миссионер – должен быть образованным.
4. Учитель воскресной школы – должен быть образованным.
5. Преподаватель Семинарии или Библейской школы – должен быть образованным.
6. В домашней церкви отец, как глава семьи, дает здравое Библейское наставление жене и детям.
7. Музыкант или хорист – должен быть образованным.
Получить богословское образование нужно почитать, как за лучшую возможность быть более успешным в сфере духовного служения.
Но без всякого осуждения нужно относиться и к тем, кто не по своей вине или в силу непреодолимых обстоятельств, не смог его получить, и тем не менее является примерным семьянином, благословенным пастором, любимым учителем воскресной школы, успешным благовестником, и миссионером.
Ч.Г. Сперджен выразил эту мысль следующим образом: «Великая честь тем служителям Господа, которые совершили великие дела без помощи каких-либо орудий. Их работа значительно облегчилась бы, если бы они владели этими орудиями; но тем почетнее для них, если они сумели сделать многое без книг».
Познание есть высшая степень знания – познания Господа Иисуса Христа. Только познание ведет человека к духовной зрелости, преображает его, наделяет духом мудрости и дает силы для совершения служения, и приношения плода. Иоан.15,5.
К чему стремится познание? К поиску истины. Христос сказал: «Я есть путь и истина и жизнь…» Иоанн.14,6. Поиск истины – цель христианского образования. Он будет всегда процессом, в котором нас направляет Бог.
Просто образование, пусть даже богословское, если не несет в себе функции познания, мало приближает человека к Богу, а иногда даже надмевает и порождает образованных, но не одухотворенных функционеров. 1Кор.8,1.