Послание Иакова
Истинные нормы жизни
(практическое христианство)
1. Приветствие
2. Истинное благочестие 1:2-27
– проявляется в испытаниях 1:2-4
– сопровождается молитвой 1:5-8
– сопровождается смирением 1:9-11
– сопровождается борьбой с грехом 1:12-18
– сопровождается пребыванием в Слове 1:19-25
– сопровождается чистой речью 1:26
– милосердием и отделением от мира 1:27
3. Истинная вера 2:1 – 3:12
– не лицеприятна 2:1-13
– действенна 2:14-26
– она могущественна (способна обуздать даже язык) 3:1-12
4. Истинная мудрость 3:13 – 5:18
1) Ее общие признаки 3:13-18
2) Истинная мудрость в духовной жизни 4:1-10
3) Истинная мудрость в братских взаимоотношениях 4:11,12
4) Истинная мудрость в жизненных планах 4:13-17
5) Истинная мудрость в отношениях к богатству 5:1-6
6) Истинная мудрость в ожидании Господа 5:7-11
7) Истинная мудрость в обязательствах 5:12
8) Истинная мудрость в страданиях 5:13-18
5. Заключение
Истинное благочестие(Иак.1:2-27)
Истинное благочестие проявляется в испытаниях (Иак. 1:2-4)
1. Испытания обязательны «…когда впадаете…»
2. Испытания внезапны «… впадаете…»
3. Испытания разнообразны «… в различные искушения»
4. Испытания будут продолжаться в течение всей земной жизни (…чтобы вы были совершены во всей полноте…, см. 1 Фес. 5:23)
Истинное благочестие сопровождается молитвой (Иак. 1:5-8)
1. Необходимость молитвы (… да просит у Бога…)
2. Объект молитвы – Бог (…у Бога…)
3. Условие для молитвы – вера (… но да просит с верой…)
4. Препятствие для молитвы – сомнение
Истинное благочестие сопровождается смирением (Иак. 1:9-11)
1. Смирение приносит удовлетворение («да хвалится…»)
2.Смирение нужно униженному
– Он обретает значимость
В церкви его принимают как брата. Здесь не имеют значение социальные различия, классовые, расовые … В глазах Бога он принят как сын.
3. Смирение нужно богатому
– Он должен осознать свою беспомощность
– Он должен осознать преходящий характер богатства и не полагаться на него (см. 1 Тим. 6:17-19)
Истинное благочестия сопровождается борьбой с грехом (Иак. 1:12-18)
1. Борьба с грехом – обязанность (ответственность) человека
– Он переносит искушение (выдерживает, претерпевает)
– Источник греха – внутри человека. Это его похоть (желание, стремление, страсть, влечение), а не внешние обстоятельства.
– То есть грех не может быть оправдан никакими внешними обстоятельствами, если у человека есть возможность выбора.
– Бог не является источником греха!!!
2. Борьба с грехом одобряется Богом
– Такой человек блажен
– Он будет награжден Богом
3. Христианин может побеждать грех
– Эту цель преследует Бог «…чтобы нам быть…начатком» (то есть самым лучшим)
– Бог его родил словом истины, чтобы эта цель была достижима
– Как этого достичь см. Гал. 5:16
Истинное благочестие сопровождается пребыванием в Слове (Иак. 1:19-25)
1. Пребывание в Слове очень важно (…будет скор…)
2. Пребывание в Слове – личная нужда каждого человека (…всякий человек…)
3. Пребывание в Слове спасает душу (в контексте – от власти греха)
4. Пребывание в Слове – это исполнение слова
5. Пребывание в Слове приносит блаженство (ст. 25)
6. Не исполняющий Слово, обманывает сам себя
Истинное благочестие сопровождается чистой речью (Иак. 1:26)
Язык надо обуздывать
– Обуздывать – надеть узду, управлять с помощью узды (сдерживать, укрощать)
– От чего благочестивый удерживает язык?
- 1 Пет. 3:10 (от зла и лукавых речей)
- Еф. 4:29 (от гнилых слов)
- Еф. 5:4 (от сквернословия, пустословия, шутовства)
- Пр. 19:5,9, Еф. 4:25 (от лжи)
– Каков результат обуздания языка?
- Пр. 15:4 (духовная плодоносность)
- Пр. 12:18, 16:24 (душевное и физическое оздоровление)
- Мф. 12:36, 37 (оправдание в обоих значениях и при любом суде)
Истинное благочестие сопровождается милосердием и отделением от мира (хранением себя от осквернения) (Иак. 1:27)
1Милосердие и отделение от мира – непременные атрибуты благочестия
А) Это атрибуты Бога Исх. 34:6, Лк. 6:36, 2 Кор. 1:3, Пс. 67:6, 145:9, Вт. 10:17-18, Лев. 11:44, 1 Пет. 1:15-16
Б) Это атрибуты Божьих детей Лк. 6:36, Мф. 5:7, Гал. 5:22, 1 Ин. 2:15-17
Истинная вера (Иак. 2:1-3:12)
Истинная вера не лицеприятна (Иак. 2:1-13)
1. Лицеприятие – неодинаковое отношение к людям не на основании их поведения, а на основании их богатства, власти, социального положения.
2. Истинный верующий нелицеприятен, так как лицеприятие является грехом (ст. 9)
а) Потому что Сам Бог нелицеприятен Вт. 10:17, Деян. 10:34-35, Рим. 2:11, Галл. 2:6, Еф. 6:9, Кол. 3:25
б) Иисус Христос был нелицеприятен – Мф. 22:15-16
в) Это – нарушение Божьего закона, запрещающего лицеприятие Лев. 19:15, Мал. 2:9
г) Оно оскверняет человека так же, как и убийство, как и прелюбодеяние (ст. 10-11)
3. Истинный верующий нелицеприятен, так как он живет по закону свободы (потому и судим будет по закону свободы) ст. 12. Также Рим. 8:2
– Закон свободы – закон царский, закон духа жизни во Христе Иисусе
– Христианин живет в любви к Богу и к ближним.
Но побуждает его к этому не комплекс давящих на него извне норм и требований, а пребывающая в нем любовь Божья (Рим. 5:5)
4. Нелицеприятие истинного верующего проявляется в милосердии (ст. 13)
– По отношению к себе он желает и проявляет милосердие
– Бог к нему проявил милосердие (Еф. 2:8-9)
– И потому, будучи помилованным, ему следует быть милостивым (Мф. 5:7, 6:14-15, 18:35)
Истинная вера действенна (Иак. 2:14-26)
1. Она названа живой (есть движение)
2. Она противопоставляется мертвой вере
3. Именно она спасительна
4. Она видна: ее можно показать (см. Гал. 5:6)
5. Она состоит из дел
6. Она доказывается делами
Слово «оправдать» имеет 2 значения:
(1) объявить (признать) невиновным
(2) доказать невиновность
Примеры:
– Авраам
– Раав
Истинная вера могущественна (Иак. 3:1-12)
Чтобы показать мощь истинной веры, Иаков показывает мощь того, что она обуздывает, то есть языка:
1) утверждением того, что обуздать язык труднее, чем все тело:
а) … чем глаза
б) …чем уши
в) …чем руки
г) …чем ноги
2) утверждением того, что обуздать язык труднее, чем укротить любое животное
3) сравнением языка
с конской уздой
с рулем корабля
с огнем
4) утверждением о невозможности для людей укротить язык
Это зло неудержимое
Он исполнен яда смертоносного
(Пр. 13:3, 18:21)
Истинная мудрость (Иак. 3:13 – 5:18)
1) Ее общие признаки (3:13-18)
2) Истинная мудрость в духовной (нематериальной, внутренней) жизни
а) Состоит в осознании истинных причин наших внутренних проблем (4:1-7)
(1) Неправильная ориентация: на себя, а не на Бога (ст. 1-3)
(2) Неправильная дружба: с миром, а не с Богом (ст. 4-5)
(3) Неправильная борьба: без покорности Богу (ст. 6-7)
б) Состоит в смирении перед Богом (ст. 7-10)
3) Истинная мудрость в братских взаимоотношениях (4:11, 12)
а) Что делать для этого?
– Об этом ничего не сказано
б) Что не надо делать?
– Не злословить братьев
– Злословить означает говорить о ком-либо злые (то есть недоброжелательные) слова и в глаза и тем более за глаза – в отсутствие самого человека Это не запрет обличать или критиковать Обличение и критика могут быть доброжелательными (2 Тим. 2:24-26)
– Не судить братьев
Слово «судить» имеет несколько значений:
1. Иметь, высказывать суждение о ком-либо, чем-либо (Ин. 7:24, 1 Кор. 2:15)
2. Рассматривать чье-либо дело в судебном порядке (Исх. 18:26, 1 Кор. 6:1-5)
3. Укорять, обвинять в чем-либо (1 Тим. 5:11-13, 19, Тит. 3:10, 1 Кор. 5:9-11, 2 Кор. 13:2, 2 Тим. 4:2, 14)
4. В споре – следить за соблюдением правил и разрешать возникающие споры
5. Предназначать (определять дальнейшую судьбу)
Иаков не говорит о первых четырех случаях, а лишь о пятом.
в) Почему это не надо делать?
(1) Это нарушение закона Бога любить ближнего как самого себя (Лев. 19-18) Если человек сознательно нарушает закон, то он ставит себя над законом, присвоив себе право судить закон и нарушать его.
(2) Это посягательство на права Бога (Иак. 4:12)
(3) Истинная мудрость в жизненных планах (у Иакова пример торговых планов 4:13-17)
а) Люди в своей жизни строят те или иные планы
б) Немудрое планирование – надменное и тщеславное
– Надменное – учитывающее только свои намерения , интересы (не учитывает намерения Бога – Иер. 29:11)
– Тщеславное – учитывающее только свои силы, свои возможности (деньги, способности, связи…). Пример – Лк. 16:21
в) Мудрое планирование
– учитывает волю Бога
– учитывает силу Бога
– пример Павла- 1 Кор. 4:19, 1 Кор. 16:7
г) Почему надо включать в свое планирование Бога?
– мы не знаем свое будущее (ст. 14а, Пр. 27:1)
– наша жизнь кратковременна, хрупка и ненадежна (ст. 14б)
– планирование без Бога является злом (причем «всякое») так как игнорирует волю Бога, так как пренебрегает могуществом Бога, а потому является грехом
5) Истинная мудрость в отношении к богатству (5:1-6)
– Богатство – изобилие
– Богатые – изобилующие
– Рыдать – пронзительно кричать, выть (описывает безумный ужас, скорбь отчаянная)
– В библейские времена на ближнем востоке было 3 источника богатств:
(1) Зерно, злаки – это богатство сгниет
(2) Одежды – на востоке одежды свидетельствовали о богатстве Быт. 45:22, И. Нав. 7:20-26, Суд. 14:12, 4 Цар. 5:5-6, 22-23, Деян. 20-33 Это богатство будет изъедено молью
(3) Золото, серебро
– Оно изоржавеет
– В естественных условиях золото и серебро не ржавеют
Это фраза может указывать на такую противоестественность будущих условий, в которых золото и серебро будут являть иные свойства и ржаветь.
Эта фраза может быть образной, чтобы указать людям, что самые драгоценные и долговечные вещи должны погибнуть.
v Извлекаемые уроки:
1. Истинная мудрость предостерегает от посвящения себя собиранию богатства
– Такой человек не только живет иллюзиями, строит воздушные замки, но и навлекает на себя беду (Пр. 11:28, Лк. 6:24, 18:18-27, 1 Тим. 6:9-10 ).
2. Истинная мудрость предостерегает от приобретения имущества неправедным путем (см. также Втор. 24:14,15, Лев. 19-13, Иер. 22:13,Ам. 8:4-7).
3. Истинная мудрость предостерегает от употребления имущества в чисто эгоистических целях: для удовлетворения своей страсти к роскоши и своей похоти (у нас перевод как «наслаждались» в греческом говорится о распутстве). – 1 Тим. 6:17-19
6) Истинная мудрость – в ожидании Господа (5:7-11)
– Почему это мудро жить в ожидании Господа?
(1) Потому что пришествие Иисуса Христа непременно произойдет (это не что-то лишь желаемое или предполагаемое)
- Ст. 7,8 о пришествии Господа говорится как о непременном факте, который произойдет в будущем.
- Когда люди точно знают о каком-то грядущем событии и ожидают его, то совершают определенные действия в связи с этим. Именно ожидание позволяет совершать правильные, мудрые действия.
Например, родители знают, что ребенок окончит школу. Если они этого ожидают, то думают, где дальше ему учиться, чтобы получить профессию, ездят, звонят, узнают… Иосиф точно знал, что будет голод в Египте. В ожидании этого было мудро решено сделать запасы (Быт. 41).
(2) Потому что оно принесет нечто столь драгоценное, что ради этого стоит терпеть.
– иллюстрация земледельца
– что это драгоценное? – полностью завершенное спасение и единство со Христом (1 Фес. 4:16-17, 1 Фес. 5:9-10, 23)
– что надо претерпевать?
нечестивых, как пророки;
неблагоприятные обстоятельства, как Иов;
братьев, друг друга (ст. 9)
7) Истинная мудрость в обязательствах (5:12)
– Здесь говорится о том же, о чем в Мф. 5:33-37, поэтому изучим оба отрывка вместе.
– Истинная мудрость состоит в честности, порядочности, верном исполнении взятых на себя обязательств.
– Мы живем в мире, где людям нельзя доверять, так как мир пропитан обманом
– Политики дают предвыборные обещания и не исполняют их
– Торговцы продают товары, оказывающиеся некачественными
– пресса и другие СМИ не отличаются точностью
– Большинство браков распадаются из-за непорядочности, неверности супругов
– Поэтому в обществе существуют правовые средства обеспечения исполнения обязательств (залоги, поручительства…)
– Таким правовым средством у иудеев библейских времен была клятва (Мф. 5:33)
Лев. 19:11-12, Чис. 30-3, Вт. 23:21-23, Еккл. 5:3-4
Таким образом, клятва сама по себе не является чем-то плохим. Она обеспечивала истинность предоставляемой информации и намеренность исполнения взятого обязательства, так как клятвопреступники становились нарушителями Закона и навлекали на себя проклятие (лишение благословений и осуждение на страдания).
– Почему тогда Христос упразднил клятву?
(1) Все три новозаветных утверждения о клятве сказаны евреям: Мф. 5:33-37, Иак. 5:12, Евр. 6:13-20
(2) Еврейские учителя Закона (книжники, фарисеи) выстроили такую систему правил о клятве, согласно которой в зависимости от формулировки клятвенного утверждения клятва считалась либо обязательной, либо необязательной.
- Например, если формулировка содержала имя Бога (пример 1 Цар. 25:22, 2 Цар. 3:35), то такая клятва считалась обязательной. Если же в клятве не упоминалось имя Бога (клялись небом), то такая клятва считалась не обязательной.
- Иисус выступает против этой системы уловок, поощрявшей нечестность, непорядочность, необязательность (Мф. 23:16-22).
Бог присутствует всегда и везде.
– Поэтому жизнь нельзя разделить на сферы с Божьим присутствием и без Божьего присутствия. Не может быть одного языка для церкви, а другого для места, где мы работаем или живем.
– Бог присутствует при всем, что мы делаем и говорим.
– Поэтому все обещания священны и обязательны для исполнения вне зависимости от формулировки.
– Иисус этими своими словами упраздняет всю традицию клятв, чтобы не давать людям лазейки, чтобы оправдывать нечестность, непорядочность, необязательность, так как традиция клятв использовалась, чтобы избежать правды.
(3) нагорная проповедь (а Иаков ссылается именно на нее) – это Законы Царства Божьего, это правила жизни для церкви, а не для безбожного общества. Для общества установлена государственная власть и государственные законы (Рим. 13).
– Поэтому упразднение Христом всяких клятв в Божьем народе не является запретом для Христиан давать обязательства, гарантии неверующим людям, когда они их от нас требуют, или, наоборот, требовать с них такие обязательства.
– Это требование к христианам быть предельно честными, порядочными, обязательными, чтобы стать известными своей правдивостью, порядочностью, надежностью, заслуживать доверия в семье, на работе, во всех сферах жизни.
8) Истинная мудрость в страданиях (5:13-18)
– Мудрое поведение в страданиях – молитва
- личная (ст. 13)
- пасторская (ст. 14)
- ходатайственная друг за друга (ст. 16)
- с верой
- с исповеданием грехов (с верой и исповеданием – ст. 15-16)
– Как на счет елеепомазания?
- Во-первых, исцеляет не елей, а молитва веры (ст. 15)
- Это была практика еврейского народа (послание Иакова адресовано евреям) – Мк. 6:13, 2 Тим. 4:20