Основные различия между баптистами и пятидесятниками/харизматами
Материал подготовили Павел Стариков и Виталий Бойко
Эта таблица – скромная попытка показать в упрощенном виде, в чем главные различия в учении о Духе Святом между баптистами с одной стороны и пятидесятниками и харизматами – с другой. Следует иметь ввиду, что у самих пятидесятников и харизматов тоже есть определенные различия между собой в вероучении и культуре проведения служений. Поэтому здесь мы перечисляем лишь самые основные доктрины и, по большей части они относятся к харизматам.
Доктрина | Пятидесятники/харизматы | Мы верим |
---|---|---|
Молитва Святому Духу | Молитва Святому Духу и разговор с Ним – это нормальная практика молитвенной жизни христианина. | В Писании нет ни одного случая молитвы Духу Святому или указания это делать. Все тексты говорят просто о молитве Богу или Богу-Отцу во имя Сына. «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин. 14:13). |
Принятие Святого Духа | 1. Человек может быть христианином, но при этом не иметь Святого Духа до тех пор, пока он не переживет Крещение в Духе. 2.Чтобы получить Святого Духа, нужно ревностно желать и просить Его об этом (крещения Святым Духом). «Тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). | Человек не может родиться свыше и стать христианином, не имея Святого Духа. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. …Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:9,16). Луки 11:13. Когда Иисус произносил эти слова, Святой Дух еще не был дан (Ин. 7:39). Мы не должны ныне молиться о том, чтобы Святой Дух был нам дан как постоянно обитающая в нас Личность, поскольку Он приходит и поселяется в нас во время нашего обращения (Рим. 8:9; Еф. 1:13-14). Полуязычники-самаряне (Деян. 8:6-17) и язычники-ефесяне (Деян. 19:1-7) находились в переходном периоде между Заветами и еще не были христианами в новозаветной полноте этого слова, пока апостолы не помолились о них. |
Крещение Духом Святым | 1. Это действие Святого Духа, отличное от возрождения. Быть крещенным Духом Святым означает быть исполненным Духом. 2. Можно быть возрожденным и НЕ крещенным Духом Святым. 3. Крещение Святым Духом так тесно связано с говорением на языках. 4. Проявление различных даров является результатом крещения Духа Святого. | Не следует смешивать крещение Духом Святым с другими доктринами: возрождением, исполнением, и служением дарами Духа Святого. Крещение Духом Святым – это процесс духовного присоединения человека к Телу Христа – Церкви Христовой. Кто крестит? – Христос (Мф. 3:11) Кем крестит? – Духом Святым (1Кор. 12:13) Во что крестит – в Тело, Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:13) Не Дух крестит в Себя, а Христос – в Тело, Церковь. Дух Святой не может быть принят наполовину или только немного, потому что Он – личность, а не просто сила. Либо я получил Духа Святого, и тогда Он, как личность, живет во мне во всей своей полноте, или же я Его вообще не получил! Как полнота Духа выражается в нашей жизни веры – это другое дело, и зависит от нашего хождения в Господе (Еф. 4 гл). |
Знамение крещения Духом | Знамением крещения Духом является дар иных языков. | Как не нужно никаких знамений, чтобы подтвердить возрождение или оправдание христианина, так не нужны знамения и для подтверждения Крещения Духом – духовного присоединения к Церкви. Иные языки – это дар для служения, и лишь некоторые из верующих могут его иметь (1Кор. 12:10,11; 30). Назначение дара – для неверующих. «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1Кор. 14:22). |
Иные языки | Дар иных языков – это особый молитвенный язык, данный для личной молитвенной жизни. | Дар иных языков – это сверхестественная способность говорить на иностранных языках. В Писании всегда говорится о настоящем, уже существующем в мире языке, который может быть непонятен говорящему (1Кор. 14:2), но он будет понятен тем иностранцам, для которых он в оригинале предназначен (Деян. 2гл, 1Кор. 12 и 14 гл.). |
Иные языки как ходатайство Святого Духа | Молитва на иных языках – это ходатайство Святого Духа через нас, совершаемое по воле Божьей (Рим. 8:26-27). | Рим. 8:26-27. Святой Дух ходатайствует не в нас или через нас, но«за нас» (for us). Его ходатайство – это вздохи (groanings), а не языки, и они не могут быть произнесены (cannot be uttered).Точно также, как мы не слышим ходатайство Христа за нас (Рим. 8:34), мы не слышим, и не можем слышать, ходатайство за нас Святого Духа. |
«Ангельские»языки | Молитва на иных языках может быть также молитвой на «ангельских языках». | 1Кор. 13:1-3. Говорение «ангельскими языками» – это литературная гиппербола (преувеличение, рассчитанное не на буквальное понимание, а на эмоциональное воздействие), употребленная апостолом Павлом для показания превосходства любви над всеми сверхъестественными проявлениями. Во всех случаях, упомянутых в Библии, ангелы говорили на понятных человеческих языках (еврейском или греческом). Также как нет и не может быть человека, знающего ВСЕ тайны, имеющего ВСЕ познание и буквально переставляющего горы, нет и говорящих на ангельских языках. Ангельских языков (мн. число) даже и не может быть, так как существование разных языков в мире – это последствие суда Божьего и разделение (Быт. 11:5-9). Ангелы Божьи же, напротив, во всем покорны Богу и совершенно едины. |
Общая молитва (на иных языках) | Церковь должна ревностно «молиться Духом» (на иных языках). «Молясь Духом Святым» (Иуд.1:20). | 1Кор.14:27. Апостол Павел запрещает общую молитву даже на истинных иностранных языках. Хоровое говорение (молитва) даже на истинных иностранных языках будет соблазном для незнающих (1Кор. 14:23). «Молясь Духом Святым» (Иуд. 1:20) – молиться Святым Духом, значит, молиться под руководством Духа согласно воле Божьей. |
Крещение огнем | Крещение огнем очищает человека, дает ему постоянноесверхъестественное желание Бога, ревность в служении, и стремление жить святой и чистой жизнью. | Первым о «крещении огнем» сказал Иоанн Креститель (Мф. 3:8-12). Содержание его речи ясно показывает, что это крещение суданад теми, кто не принес плод покаяния. «Солома» не очищается, а сжигается. Учение о «крещении огнем» подменяет собой библейское учение об исполнении Духом Святым и об освящении. Исполнение Духом – это особое служение Духа Святого, когда верующий получает силу и успех в служении Христу. «…Но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Освящение – отделение для Бога и очищение или отречение от всего грешного и оскверняющего через Слово Божие. «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17). |
Чудеса в жизни верующих. | Истинные верующие призваны Самим Христом совершать «бóльшие чудеса», чем Он совершал на земле (Ин. 14:12). | Апостолы Христа не воскрешали Стефана и апостола Иакова, как Христос Лазаря. Они не умножали хлебов, не ходили по воде, и все, кроме Иоанна, погибли мучениками от рук безбожников. Упоминая о бóльших делах, Христос говорил о том, что Он Сам (а не отдельный христианин) совершит через Свою Церковь:покаяние и возрождение миллионов людей. Ведь без Него мы не можем сделать НИЧЕГО истинного в полноте (Ин. 15:5). |
Одержимость или обремененность бесами среди возрожденных христиан. | Верующие могут ОДНОВРЕМЕННО иметь Духа Святого и быть одержимыми или обремененными бесами. | Писание ясно говорит, что тела наши являются храмом Святого Духа, и мы освящены «во всей полноте» (1Кор. 6:19-20; 1Фес. 5:23). Святой Дух не потерпит соседства в одном теле с нечистым духом. |
Чудесные знамения (Марк 16:17-18) | 1. Эти духовные проявления должны оставаться в церквах до прихода Христа. 2. Эти знамения даны ВСЕМ верующим, которые находятся находится в послушании Христу. | Случай с укусом смертоносной змеи произошел с апостолом Павлом неожиданно и не по его воле (Деян. 28:1-6). Таким же образом чудесные знамения, названные Христом, будут происходить в жизни христиан лишь по Его воле, в угодные Ему время и место, а не всегда и везде. |
Наследственное проклятье | Христианину нужна особая молитва об освобождении от родового проклятья, которое пребывает с ним за грехи его отцов. «…Наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7b) | Если человек кается, то Бог прощает и снимает наказание. Наказание остаётся только тем, кто сознательно продолжает жить во грехе. «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез.18:20). |
Преуспевание – воля Божья для всех христиан? | Все христиане призваны Богом к финансовому преуспеванию. Бедность – признак проклятья. | Христос учил: «Не собирайте себе сокровищ на земле» (Мф. 6:19). Македонская церковь: «Они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2Кор. 8:2). Сами апостолы были часто в нужде и преследованиях (1Кор. 4:11-14). |
Физическое исцеление от всех болезней. | Ранами Иисуса мы уже исцелились от всех болезней. Теперь нужно только принять верой этот факт. | Вопрос исцеления зависит от причины болезни: наказание за грех, испытание веры, прославление Бога, совершенствование христианского характера и т.д. Иногда воля Божия может быть в том, чтобы болезнь осталась (Иер. 45:3-5; 2Кор. 12:7-10; 2Тим. 4:20). Мы не можем требоватьу Бога исцеления, но лишь просить о Его милости. |
Падение навзничь – признак действия Святого Духа? | Это проявление Божьего могущества. | В Библии от силы Сына Божия в падали навзничь (назад) люди грешные, а не ученики Христовы (Ин. 18:6). На харизматических служениях все происходит как раз наоборот – падают люди верующие. Все места Писания показывают, что верующие всегда поклонялись лицом к земле. |
«Святой смех» – признак действия Святого Духа? | Неконтролируемый смех во время церковных и молитвенных собраний.«Святой смех» – это символ победы над дьяволом и проявление Божьего освобождения от стресса и проблем. | Мы призваны к постоянной духовной трезвости. Христиане всегда должны сохранять трезвое сознание и «не отключать» свой ум.«И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14:32-33). «Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом» (Пс. 2:11). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). |