Насколько я помню, беседы на тему брака и семьи всегда были интересны молодым неженатым и незамужним людям. Для молодежи брак – это еще неизведанная сфера жизни. Пока вы наблюдаете ее со стороны, и от вашего пристального взора не укрывается жизнь родителей, старших братьев и сестер, друзей. Безусловно, у вас уже есть свои мнения на этот счет. Но все же, я думаю, у вас присутствует и определенное волнение. Вам интересно знать: а кто же будет моей женой или мужем? Каким или какой я буду через десять лет? Буду ли я счастлив?
Признаюсь, я сегодня также испытываю волнение перед столь важной и насущной темой. Мне искренно хотелось бы помочь вам, опираясь не на субъективный личный опыт, но на истины Священного Писания.
Я хотел бы удержать вас от разочарования, вот еще одна Библейская беседа. Многие молодые люди с большим удовольствием слушают рассказы семейных людей о том, как они знакомились, как осуществляли выбор и строили совместную жизнь. Иногда это бывает ценный и полезный опыт. Но даже в этом случае рискованно строить на нем систему. Это может быть действительно Божий план, но только для жизни конкретной семьи. В Библии же находятся общие универсальные принципы и правила, приносящие благословение всем людям.
Семья была предусмотрена Богом от начала создания как путь для развития человечества. Заметьте, Бог основал для людей не государства, не политические партии или экономические системы, а семью. И кто, как не Конструктор знает возможности и правила эксплуатации Своего творения? Поэтому, рассуждая о принципах счастливой семейной жизни, обратимся в первую очередь к Библии.
В современном мире наблюдается обесценивание семьи. И это не случайно. Дьявол прекрасно понимает значение семьи для развития человечества, и поэтому значительную часть своих усилий направил именно против этого Божьего установления. Сатана знает о мощных чувствах, желаниях и потребностях человека, которые, согласно замыслу Божьему, должны реализоваться в браке. Дьявол же подходит к людям с эдемским коварством: «Только ли в браке?» Он предлагает человеку реализовать его чувства вне рамок закона и обязательств. В мире слово «супруги» все чаще заменяется словом «партнеры». Целью брака, как и всего прочего, становится только получение удовольствия. Безусловно, брак должен приносить удовлетворение, но все же он стоит выше эгоистического удовлетворения похотливых желаний, пусть даже законным способом. В таком браке люди не находят настоящего удовлетворения, потому что оказываются не восполненными глубокие душевные потребности человека и нереализованными некоторые чувства и способности. Сущность подобных взаимоотношений можно выразить формулой: «Я люблю тебя, потому что я люблю себя».
Многим людям идея о свободной любви очень нравится. Но каковы результаты?! Один из одноклассников моего сына как-то сказал учительнице: «А у нас теперь новый папа». В нашем городе число разводов превышает число создаваемых браков. Эта тенденция распространяется практически во всей стране. Но это еще не все. А как живут не разведшиеся? Скандалы, супружеская неверность, слезы. В последнее время в криминальных сводках все чаще встречается термин «бытовое преступление», т.е. преступление происшедшее в семье. Жена ударила ножом мужа. Муж до смерти избил жену…
Не лучше положение на высококультурном «Западе». В прошлом году в Германии собирались подписи под обращением в бундестаг о том, чтобы в стране был устранен институт семьи. То есть, живите, люди, как вам хочется. Сходитесь, расходитесь – это ваши личные проблемы. Налицо попытка узаконить порочную практику жизни многих супружеских пар.
Хочу сказать больше. Не все христианские семьи живут счастливо. Некоторые пары «притираются» годами, да так, что пыль столбом идет. Одна женщина с горечью отметила: «Мы играем роль благополучных супругов». Благословения брака остаются неиспользованными во многих христианских семьях. В чем причина? Она во всех случаях одинакова: люди не поступают по Божьим установлениям.
Иногда это бывает по причине незнания учения Библии. Но чаще всего – из-за нежелания следовать Божьим законам. Люди пользуются сведениями, почерпнутыми из самых различных источников, из средств массовой информации, прислушиваются к мнению окружающих людей. Но Библия остается в стороне. Почему? Наверное, потому, что ее учение людям попросту не выгодно.
Существует несколько подходов к браку:
– так называемый «традиционный», допускающий брак без любви. Главное – закон и обязательство. Назван «традиционным», потому что присутствует в традиционной культуре многих народностей, когда судьбу своих детей чаще всего определяет воля родителей;
– «современный» – любовь без брака. Отрицает обязательства партнеров друг перед другом. Цель – получение удовольствия;
– христианский подход – любовь в браке. И благодать, и закон. Взвешенный, прогрессивный для человечества подход.
Говоря о Библейском представлении брака, прежде всего, следует напомнить об истории возникновения первой семьи. Бог, сотворил не одного человека, который бы размножался вегетативным способом, а двух: мужчину и женщину. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину, сотворил их» (Бытие 1:26-27). Интересно, что Бог, запланировав создать мужчину и женщину, в начале сотворил только Адама. Почти все предыдущие дни творения заканчивались оценкой сделанного: «И увидел Бог, что это хорошо». Но здесь эти слова отсутствуют. Бог сказал слова, выразившие Его мнение в отношении первого мужчины: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Божье мнение стало сильным влечением внутри человека. Перед Адамом прошли все живые существа. Каждому он дал свое имя, но остался один… Ему действительно было нехорошо. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон, и из его же ребра создал другого человека – женщину. Потом Бог привел ее к Адаму. Адам принял свою жену с восторгом и радостью: «Вот плоть от плоти моей».
Различия, проведенные Богом между мужчиной и женщиной гораздо глубже внешних признаков. Мужчина и женщина отличаются друг от друга всеми клетками своего тела – у них разный хромосомный набор. У мужчины и женщины разная ментальность, они отличаются друг от друга в эмоциональном и психологическом плане.
Мужской гормон тестостерон влияет на развитие тела и на работу мозга. У мужчины желудок обычно меньше, чем у женщины, а легкие больше; в крови на 20% больше красных кровяных клеток, и они на 50% сильнее. Продолжительность жизни у мужчин обычно меньше; у них реже пульс; они чувствительнее к свету; мужчины активнее женщин, они легче женщин возбуждаются от чисто внешнего раздражителя и хуже умеют обращаться с людьми; у мужчин сильнее развита логика и меньше интуиция. Библия объясняет нам, с какой целью Бог сделал это. Мужчина и женщина были созданы для того, чтобы соединиться, «стать одной плотью», плодиться, размножаться и владычествовать над землею. Бог предусмотрел, чтобы отличительные черты и качества мужчины и женщины, взаимно дополняя друг друга, создавали в браке гармоничное единство.
Уже в самом начале мы ясно можем видеть некоторые принципы, положенные Богом в основании брака. Во-первых, брак – это пожизненный союз двух человек, мужчины и женщины. Бог создал браг моногамным, т.е. один мужчина и одна женщина. Полигамный брак – это извращение, которое, однако, Бог согласился терпеть во время расселения потерявшего благословение человечества по земле.
Во-вторых, брак, это добровольный союз двух людей. Бог не приказывал Адаму: «Вот это твоя жена, приказываю тебе любить и жаловать». Господь просто привел женщину к мужчине. Адам же добровольно принял ее из рук Творца. Эти же принципы действуют и доныне. На Земле сегодня живет более 5,5 миллиардов людей. И из этого громадного количества Бог предусмотрел вам одного человека, который действительно является вашей половиной, вашей частью.
Из Библии мы можем видеть цель, которую Бог преследовал, создав брак. Целью брака является:
а) достижение единства посредством любви двух личностей, мужчины и женщины, для служения друг другу и взаимной помощи в духовном совершенствовании и в преодолении материальных затруднений (в этом случае брак – прообраз взаимоотношений Господа и Церкви: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» Екклесиаст 4:9-12; «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви»; (Ефесянам 5:31-32).
б) продолжение рода человеческого.
Бог запланировал, чтобы в апогее соединения мужчины и женщины происходило зарождение новой жизни. Супруги, которые игнорируют это Божье повеление, нарушают Божье повеление и лишают свой брак полноты благословений.
С другой стороны, неправильно рассматривать деторождение, как единственную цель брака, а также интимную близость в браке допустимой только для зачатия детей. «Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем» (Еккл. 9:9). «Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упояют тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно» (Прит. 5:18,19).
Хочу напомнить, что брак – это союз мужчины и женщины. Дети – это награда от Господа супругам. Но даже если их в семье нет, это не позволяет говорить, что этот брак «бракованный». Авраам и Сарра прожили бездетными не менее 70 лет. Захария и Анна также долгие годы не имели детей. Безусловно, они переживали об этом, но, тем не менее, их брак был полноценным.
Сущность брака в Библии выражена в одном очень емком и важном определении, которое повторяется на страницах Священного Писания четыре раза: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут двое одной плотью» (Бытие 2:24).
В этом тексте мы можем ясно видеть три важные стороны брака, три точки опоры.
Во-первых: «оставит человек отца и мать свою». Это сторона ответственности, сторона закона. В браке происходит разрыв связей «дети – родители» и установление новых – «муж – жена». Супруги должны взять полную ответственность друг за друга. Ответственность перед обществом, государством, перед Богом.
Второе положение: «прилепится к жене своей». По этому поводу иногда шутят, что нужно прилепиться, а не влипнуть. Определение «прилепится» говорит о любви, принятии другого человека таким, какой он есть, принятия, как от Господа. В процессе жизни супруги несомненно обнаружат друг в друге недостатки. Но это не может повлиять на качество действия «прилепится». Любовь все покрывает и совместно работает над преодолением недостатков. Один человек сказал примерно так: «Я не такой, как тот, которого ты любишь во мне, но твоя любовь поможет мне таким становиться».
Третья сторона брака: «станут одна плоть». Это свидетельствует как о физической близости, так и о совместном совершении труда и о служении друг другу. У супругов должно быть все общее: имущество, взгляды, чувства, надежды, мечты. Вы замечали, что супруги, прожившие в любви и согласии долгую жизнь становятся даже похожими друг на друга. Я часто вижу, что у нас с женой очень часто бывает адекватная реакция на обстоятельства, вплоть до мыслей.
Полнота единства супругов достигается в трех аспектах: духовное единство, т.е. единство веры, единство в Духе Святом; душевное единство – единство и открытость в мыслях, чувствах, намерениях; физическое единство – супруги принадлежат друг другу.
Вот почему Библия запрещает брак верующих с неверующими. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со Тьмою? какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут моим народом» (2 Коринфянам 6:14-16).
Вокруг нас слишком много доказательств справедливости этих слов Библии. Несколько лет назад мы принимали в члены церкви сестру, выросшую в христианской семье, но вышедшую впоследствии замуж за неверующего. Она со слезами призывала молодежь не поступать по ее примеру. Слишком дорогую цену, приходится платить за призрачное счастье. Никогда не следует делать то, что Бог не благословляет. Некоторые пытаются испросить волю Бога в подобных ситуациях, или, оправдывая свое решение, вспоминают случаи, когда потом в церковь приходили целые семьи. Это не серьезные аргументы. Бог не может противоречить Своему Слову. Конечно, бывает, что Он из милости, видя глубокое сокрушение, корректирует ошибки Своих христиан. Но, поверьте, жениться или выходить замуж за неверующего человека, это не метод евангелизации, а опасное нарушение Божьих правил. Почему-то не вспоминают о многих трагедиях, когда «Иезавели» увлекали в погибель христиан.
Три точки образуют жесткую, устойчивую фигуру. В мире же пытаются построить брак на двух точках опоры: например, любви и физической близости, или, даже на одной только любви. Такие браки рушатся при первых же трудностях.
В браке можно отметить три ясно выраженные периода:
1. Семья состоит из двух человек – мужа и жены.
2. Семья увеличивается, супруги становятся родителями.
3. Дети выросли и основывают свои семьи. Родители остаются опять вдвоем.
Вступившие в брак люди должны готовиться к исполнению Божественного поручения в отношении семьи заранее. В Псалме 127, продолжающем начатое в 126 Псалме рассуждение о семье, приводятся такие слова: «Так благословится человек, боящийся Господа!» Эта же мысль видна и в следующих текстах: «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» (Притчи 18:22); «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притчи 19:14). Бог ясно и определенно заявляет, что благословение брака – в Его руках. Отчего же оно зависит?
Обратите внимание на слова 127 Псалма: «так благословляется человек, боящийся Господа». Будущие муж и жена должны быть богобоязненными людьми. В чем это должно выражаться?
Во-первых, в правильных взаимоотношениях с Господом. Будущие супруги должны быть возрожденными людьми. Молитва и чтение Святого Слова должны быть не обязанностью, а потребностью. Жизнь должна проходить в повиновении Божьему Духу.
Юноши и девушки должны сохранять себя в нравственной чистоте. Давайте посмотрим нравственные стандарты, предлагаемые Библией молодым людям.
«Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюсти свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фессалоникийцам 4:3-5).
Чаще всего мы говорим об освящении только в духовной сфере. А Апостол Павел говорит об этом прямо, практично, что называется «не в бровь, а в глаз». Он предостерегает христиан от греха добрачных связей. И предлагает верующим научится содержать свой сосуд в святости и чести. Умеете ли вы это делать?
В человеке имеются могучие силы и влечения. Но Бог предусмотрел в человеке еще более сильные контролирующие силы. Вопрос в другом: в чем содержится сосуд человека – в святости и чести, или в страсти похотения? Я думаю, вы прекрасно меня понимаете.
Мир вступил в эпоху моральной революции. Нравственные устои разрушаются на глазах. Но это не должно происходить в церкви. Воды потопа поднялись выше самых высоких гор. Но в ковчеге было сухо. Он находился еще выше! В мире, среди «язычников, не знающих Бога» информация о интимной жизни черпается из порнолитературы и аналогичных фильмов, что приводит не к развитию отношений между супругами, а к их разрушению, катастрофе в духовном, моральном и физическом плане. Этому не должно быть места в жизни христианина и христианки.
«Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» (2 Тимофею 2:22). Эту ссылку легко запомнить: послание Тимофею, все двойки. Апостол Павел советует, как поступать в отношении похотей – убегать. Не бороться, а убегать! Если вы усаживаетесь смотреть фильм, в котором будут эротические сцены, или берете в руку книгу подобного содержания, рассматриваете фотографии обнаженной натуры, вы уже почти проиграли. Порочная информация нарушит покой и душевное равновесие. Вы будете бороться, проигрывать, опять бороться сами с собой лишь только потому, что не убежали вовремя. Умейте это сделать.
Апостол советует не просто убегать и оглядываться, как жена Лотова на Содом. Он говорит, куда нужно убегать: держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца. Найдите общение с настоящими возрожденными христианами. «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен» (2 Тимофею 3:14).
«Будучи подростком, я перед своим обращением часами проводил время перед телевизором и в кино. Мир моих мыслей наполнялся грязными картинками и представлениями. После обращения эти впечатления мучили меня дальше. Я стал верующим, но жил в постоянном поражении. Я имел бессонные ночи, потому что все мое сердце судило меня. Некоторые доброжелатели, но имевшие мало опыта в пасторстве, пытались решить мою проблему тем, что увещевали меня «навести с Господом порядок». Но это только увеличивало мою нужду, ибо с Господом у меня были отношения в порядке. Но тем не менее, во мне бушевала борьба мыслей. Сначала я думал, что от уз мыслей не будет освобождения, но с некоторых пор я открыл, что живой Бог имеет удивительную свободу для Своих детей. Прежде всего мне помогло то, что я мог иногда признаваться в своих мыслях брату, хранящему душепопечительские вопросы в тайне. Таким образом я выбрался из заколдованного круга собственных размышлений… Затем я научился проверять, от меня ли исходят грязные мысли или исходят они из чужого источника. Были они чужого происхождения, и я научился отражать их, как «огненные стрелы лукавого». Я просил Господа сил, чтобы противостать сатане (Иакова 4:7). Кроме того, я упражнялся в том, чтобы думать о других темах: «Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Филиппийцам 4:8).
Петер Бруце.
«Мода скрыто ориентируется сегодня на вожделение плоти греховного человека, поэтому она раздевает его. Да, она применяет платье, которое должно прикрывать наготу человека, для того, чтобы эту наготу открыть. Триумфом моды является обнажение женщины, так что она становится приманкой греха. История учит, что народ любого общества обречен на погибель, если женщины этого общества открыто обнажались… Многие женщины и дочери позволяют в настоящее время ослепить себя модой и делают то, что «делают все». И, к сожалению, они не замечают, что становятся инструментами греха и рабами сатаны.»
Г-жа д-р Вассерцуг.
«Потеря чувства стыда является первым признаком слабоумия».
Зигмунд Фрейд.
Добрачные отношения молодых людей должны быть отмечены чистотой, стыдливостью, целомудрием. Я приведу цитату из книги Песни Песней: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (4:12). Никогда не стремитесь сорвать плод Божьих благословений раньше времени. Слишком много потеряете. Это относится не только к тому, что мы ясно определяем как грех. Иногда молодежь спрашивает: «А можно ли целоваться или еще что-то другое». Позвольте поставить вопрос в другой плоскости: «А нужно ли это делать?» С какой целью это вы делаете? Может пытаетесь воплотить в жизнь в разрешенных пределах негативную информацию, полученную из сомнительных источников? Подумайте об этом хорошо.
Но вернемся к нашей теме. Итак, молодые люди поженились, и им очень хочется как в одном стихотворении сказано «любить крепче, чем до них любили». В чем секрет счастливой семейной жизни?
На вопрос, что в браке главное, чаще всего отвечают: любовь. Это утверждение в так же прекрасно, как и неверно. Попробуем сравнить семью с домом. Основную нагрузку на себе несет фундамент. Чаще всего любовь именно туда помещают. И она не выдерживает нагрузки. Почему? Потому что не для того создана.
У каждого человека есть глубокие потребности души и духа. Некоторые супруги думают, что муж или жена в силу взаимной любви смогут удовлетворить их потребность в принятии (таким как есть), смогут помочь им реализовать внутренние ресурсы. Представляете, что происходит, когда встречаются два человека с одинаковыми устремлениями? Каждый может много взять, но в силу своей ограниченности может очень мало дать. Хотя чувства у них искренние.
Глубокие потребности каждого человека может удовлетворить только Христос. Он принимает нас, поощряет, с Ним мы чувствуем себя легко и свободно. Он дает нам силу и помогает в самореализации. Он – фундамент брака! «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринфянам 3:11). От Него исходит все доброе. Он неисчерпаем! Супруги безгранично могут брать Его любовь, жертвенность и дарить ее друг другу.
На фундаменте стоят стены. Что это – любовь? Нет, это служение друг другу. Супруги должны принять и исполнять определенные Богом функции мужа и жены, жить святой и богоугодной жизнью. Тогда Бог благословит этот брак, эту семью.
На муже, как главе семьи, лежит духовная ответственность за членов семьи. Он должен быть в некотором роде священником, пресвитером домашней церкви, имеющим самое тесное общение с Богом. «Мужу глава Христос» (1 Коринфянам 11:3). Муж должен заботиться о материальном благосостоянии своей семьи, восполнять нужды членов семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не заботится, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5:8); «Какой из вас отец, когда сын попросит хлеба, подаст ему камень? или когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы?» (Луки 11:11).
Библейское понимание руководства не означает диктаторство, часто неразумное, как многие думают. Быть руководителем не означает принимать все решения или быть главным в браке, Церкви, обществе. Руководить – это значит брать инициативу, принимать на себя ответственность и нести груз отчетности перед Богом и людьми. Первое указание на мужское руководство берет начало в истории творения. Адам был создан первым. Ева же была создана помощницей, соответственной ему. Здесь не говорится о рабской зависимости женщины или деспотизме мужчины. Взаимоотношения Адама и Евы представляли прекрасный образ отношений, основанных на взаимном понимании и уважении. Свои коррективы внесло грехопадение. Грех углубил различия между мужчиной и женщиной и Бог вынужден был корректировать принципы их взаимоотношений. В грехопадении проявилось не только искажение отношений человека с Богом, но и отношений между мужчиной и женщиной. Ева попыталась взять на себя ответственность руководства и принятия решений. Эта тенденция во многом сохраняется и сейчас, выражаясь в стремлении разных полов доминировать и манипулировать друг другом в своих эгоистических целях.
Библия рассматривает руководство гораздо глубже, чем просто управление, пусть даже разумное. Примером отношений мужа и жены служат взаимоотношения Христа и Церкви. Да, жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу. Но мужья должны любить своих жен. Любить, как Господь возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Если и дано было кому-либо право управлять Своей властью и авторитетом, так это Иисусу Христу. Но Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим, и отдал Свою жизнь за людей. Он осуществлял сильное руководство, однако оно было пронизано любовью к людям. Он никого не принуждал следовать за Ним, но покорял сердца Своим служением окружающим. Именно к такому стилю руководства должны обращаться мужчины. Руководство в Библейском понимании должно соединяться со служением.
Жены должны быть покорны своим мужьям (Ефесянам 4:24-25). На них лежит забота о внутреннем устроении семьи. «Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей… Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и пояса доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. (Притчи 31:10-30).
Жена-христианка должна украшаться не украшениями, многоценной одеждой и косметикой, но добрыми делами, красотой кроткого молчаливого духа, что ценно перед Господом. (1 Петра 3:3-6).
Здание покрыто крышей. Вот как раз это и функция любви. «Любовь все покрывает» (1 Коринфянам 13:7). Без крыши здание долго не простоит. В эпоху, когда атеисты разрушали церкви, иногда это делалось очень простым способом: крышу повреждали в нескольких местах, а дальше вода, ветер, солнце делали свое дело. Любовь уберегает брак от разрушительного влияния внешних обстоятельств, переносит несовершенства и ошибки супругов. Важно, чтобы она все покрывала, т.е. не было областей, непокрытых любовью.
От жизни супругов, их хождения перед Богом во многом зависит и благополучие их детей. Господь некогда так сказал о Самом Себе: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех», но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях до третьего и четвертого рода.» (Исход 34:6-7).
Иногда мне говорят: «Твой младший сын, так похож на тебя!» Это приятно слышать, наверное, каждому отцу. Но для меня это является и предметом молитвы. Как бы я хотел, чтобы мои дети были похожи на меня только в хорошем! Об этом следует позаботиться еще прежде вступления в брак. Необходимо проверить свою жизнь перед Господом, исповедать грехи. Особенно это касается грехов из оккультной сферы: гаданий, обращения к волшебникам и т.д., так же грехов мерзости перед Богом. Кровь Иисуса омывает нас от всякого греха (1 Иоанна 1:9).
В семье должны быть установлены правильные евангельские взаимоотношения между супругами: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евреям 13:4).
Супруги должны создать семейную церковь. Совместная молитва, чтение и изучение Священного Писания укрепляют духовное единство между супругами, служат предпосылкой Божьего благословения в их жизни. Жизнь христианской семьи должна строится на следующих пяти принципах: правдивости, вере, скромности, добродетели и целомудрии.
Согласно Божьего плана в отношении семьи, супруги через некоторое время становятся родителями. Обязанности родителей заключаются не только в воспроизведении на свет потомства, но и в правильном его воспитании. Бог дает супругам ответственное поручение: вырастить и подготовить детей к самостоятельной жизни, когда они смогут принять на себя эстафету выполнения Божьего повеления.
Родители должны понимать, что могут дать детям только то, чем сами обладают. Мать Тимофея имела веру, и это богатство принял и ее сын: «Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе» (2 Тимофею 1:5). Мать Самуила сопровождала своего сына молитвой и учением, что сказалось на последующей жизни этого богоугодного человека.
С другой стороны, Ревекка научила своего сына обманывать. Потерпела в следствии этого и сама и ее сын.
Родители-христиане должны учить детей заповедям Божьим. «Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими. И учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься и когда встаешь» (Втор. 11:18-19). Вначале сами родители должны принять в свою жизнь Божье руководство. Затем они должны научить этому и своих детей. Бог поручает родителям учить и воспитывать детей постоянно, исключая разве только время сна. Нет оправдания чрезмерной занятостью, нельзя перекладывать ответственность за воспитание на воскресную или общеобразовательную школы. К сожалению, даже такие люди как Самуил и Илий не обращали должного внимания на воспитание детей. И служение их перед Господом ограничилось только ими самими. Бог отверг их детей.
Я хочу коснуться еще такой важной темы, как выбор спутника жизни. Для многих молодых людей это больной вопрос.
Мы уже прочитывали тексты, что добрая жена – это награда от Господа. С этим, думаю, все согласны. Но для молодых людей часто становится проблемой: как правильно осуществить выбор. Если бы Господь взял и привел невесту, как Адаму Еву!
Некоторые люди в этом случае обращаются даже к пророкам. Один человек мне рассказывал, что в пятидесятнической церкви к молодому брату подошли сразу три сестры, и каждая утверждала, что имеет откровение от Бога о нем. Это юноша пошел и рассказал все служителю. Тот сказал ему: «Возможно одна из них имеет слово от Господа, а две другие от дьявола. А может и все три от дьявола. Не знаю, что сказать».
Проблема не в том, что Бог сегодня не помогает молодым людям в выборе спутника жизни, или помогает только некоторым. Не юноши и девушки сегодня умеют правильно понять Божье руководство в своей жизни. Вы помните, чтобы Бог конкретно сказал человеку: «Пойди туда-то и женись на той-то?» Таких примеров можно пересчитать на пальцах. Божье руководство основано не на принципе повеления, а на принципе расположения сердца. Если человек находится в правильных взаимоотношениях с Господом, Он помогает ему в создании семьи. Безусловно, если человек живет в похоти, и вступить в брак желает, чтобы продолжить жить в этом же, напрасно ему ожидать Божьего водительства. Сначала нужно исправить жизнь.
Я хотел бы предостеречь и от такого момента, который можно назвать: «ходить по велению очей». Некоторые молодые люди попробовали сближение, идущее дальше дружбы, с несколькими молодыми девушками, не имея цели создания семьи. Это же касается и девушек. Потом им бывает трудно понять, кого же они в действительности любят. Кто послан им Богом. Дело в том, что в человеке происходит как бы программирование путем близких контактов. И когда это происходит неоднократно, чувства оказываются расстроенными и растраченными. Конечно, бывают у молодых людей ошибки и неудачи в вопросе создания семьи. Не об этом речь. Я предостерегаю от сознательной растраты чувств.
Некоторые молодые люди никак не могут понять, кто им предназначен: Валя, Надя или Марина? Сегодня им больше нравится одна, а через неделю – другая. Они молятся, желаю узнать, какую им определил Бог. Иногда долго молятся и потом женятся на Ольге. Проблема не в Боге, а в постановке вопроса. Если вы одинаково любите нескольких, значит вы не любите никого. Просите у Господа настоящей любви, водительства и разрешения этого вопроса. Один человек хорошо высказался по этому поводу: «Соединяйте свою жизнь не с тем человеком, с которым вы, как думаете, сможете прожить, то с тем, без которого не сможете».
Я коснулся здесь только одной стороны – сердечного расположения. Но иногда Бог говорит другим путем. Будьте внимательны к голосу Бога. Я знаком с историей одной семьи. Девушка испытывала некоторые чувства и привязанность к младшему из двух братьев. Назовем его Григорий. Оба они были поэтического склада, могли долго беседовать на самые возвышенные темы. Григорий ушел в армию. Однажды к этой девушке приехал старший брат Григория и предложил стать его женой. С Григорием у нее обязательств не было, просто, хорошие отношения. Она долго колебалась, даже отказывала. Она была искренней христианкой и молилась Господу об этом вопросе. Я не знаю, каким образом она получала ответ, но он был ясен ей – Борис. Наконец она согласилась, хотя ничего понять не могла. Сейчас у них уже четверо детей. И она свидетельствует, что муж у нее – от Бога. Она трепетно ожидает возвращения его с работы. Поддерживает в служении. Эта женщина, оценивая теперь уже семейную жизнь, признает, что с Григорием вряд ли она была бы счастливой.
Я предлагаю пристальней рассмотреть этот вопрос на примере Елизера, которому Авраам поручил найти жену Исааку. Эта история описана в 24 главе Бытия. Во-первых, в браке были выполнены непременные условия: «клянись мне Господом Богом неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей Хананеев» и «берегись, не возвращай сына моего туда» (Бытие 24:3,6). Т.е., переводя на современный язык, невеста должна быть христианкой.
Когда Елизер пришел в нужный ему город, он прежде всего обратился к Господу. Браки совершаются на небесах. Раб Авраамов понимал, что только у Господа разрешение этого вопроса. «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притчи 19:14). Елизер попросил у Господа указать ему невесту Исаака. Но внимательней прочтите, какие условия он поставил Господу. Он не просил: «Та, которая первая расскажет стихотворение, помолится или поздоровается». Он выдвинул разумные требования. Сестры, внимательно слушайте, кому я рекомендую предлагать руку и сердце.
Избранница Исаака должна быть доброй, вежливой, отзывчивой, трудолюбивой, самоотверженной. Этот человек просил у Господа, чтобы эта девушка в ответ на просьбу попить воды, сама предложила напоить и верблюдов. Посмотрите, как поступила Ревекка. Она бегом бросилась поить верблюдов, пока не напоила их после долгого путешествия.
Раб Авраамов не просто ставил условие, он просил Бога показать ему сердце, характер девушки. И Бог ответил на его молитву. Далее, это человек хотел знать, расположено ли сердце ее к Исааку. И это Господь ему показал.
Выбор невесты или жениха во многом зависит от наших представлений о семье. Некоторым хочется, чтобы их жена была очень красивой, потому что это льстит их самолюбию. Но красота обманчива. И брак – это не только блистание в обществе, а пеленки, кастрюли, болезни, а потом морщины, старость. То же можно сказать и в отношение богатства, квартиры, перспективы работы или служения. Цель брака – это не использование супруга или супруги в достижении своих целей, а выполнение Божественного предназначения.
Поэтому сегодня мы так много говорим о христианском браке, его сущности и целях, которые Бог предначертал в семейной жизни. Прежде, чем будете обращаться к Господу с сердечным вопросом, проверьте свои желания и цели. Готовы ли вы исполнить, то что Бог предначертал о семье? Если да, тогда молитесь, и Господь вам ответит.
Еще один момент. Некоторые люди начинают думать о воле Божьей не до брака, а после. Так делать нельзя. Бог согласился с вашим выбором и соединил вас. Назад пути нет. Вы должны принять своего супруга, как от Господа, и заботиться о том, чтобы совместно исполнить Божье поручение. Просите у Господа углубления чувств, и ваш брак засияет новыми, неизвестными вам гранями.
В заключение хотелось бы сказать тем, у которых не все правильно. Напомню вам стих из послания Иоанна: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды» (1:9). Исповедать, это означает согласиться с мнением Бога. Просите у Господа милости, чтобы вам не только назвать в молитве вещи своими именами, но чтобы и отношение к ним было таким же как и у Бога. Просите у Него прощения и милости. Он же, будучи верен и праведен, простит вас и очистит от всякой неправды. Я в это верю.
Александр Николаевич СЕМЕНЧУК