Проханов Иван Степанович

На этом диске записано несколько фрагментов из проповедей Ивана Степановича Проханова.
Диск содержит оригинальную запись с голосом Ивана Степановича Проханова.
Это то, что удалось сохранить, соответственно запись не очень качественная.

Проповедь Ивана Степановича Проханова

Информация об Авторе:

“Я родился 17 апреля 1869 г. в г. Владикавказе на Сев. Кавказе” – так начинает свою автобиографию Иван Степанович Проханов в книге “В котле России”. Она и будет основным источником данных при жизнеописании И. С. П.; далее, ссылаясь на неё, мы будем опускать название, указывая только страницы.
О материальном положении семьи и вероисповедной принадлежности написано: “По прибытии во Владикавказ мои отец и мать начали упорно трудиться… в культивировании сада. В результате чего мой отец постепенно разбогател и купил 4 мельницы и землю. Он стал членом городского совета … усердно посещал собрания … молокан… в середине 1876 г. мой отец услышал Евангельское послание, которое им (вероятно, и матери) поведал посетивший их брат из Тифлиса. Отец поверил и присоединился к поместной церкви братьев. … в 1894 г. он был … с другими братьями выслан … в Герусы … я восхищался его скромностью, нежностью и мудростью … его христианским характером … благодарил Бога за такого отца” (с. 158, 159). О своём присоединении к этой же церкви И. С. П. пишет: “Моё обращение произошло в ноябре 1886 г. и 17 янв. 1887 г. я присоединился к поместной группе … я начал участвовать в духовной работе … и даже вёл Библейские занятия с детьми. Моя первая проповедь была на тему: “Блаженны жаждущие” Матф.5:5″ (с.51, 54). Так как книга “В котле России” рассчитана на заграничных верующих и есть неясности, то приведём письменные свидетельства деятелей ЕХБ, знавших лично и близко И. С. П.: “Он сам уверовал и принял крещение в баптистской общине Владикавказа”… (Я. И. Жидков “На путях единства”, “Братский вестник” № 5-6 за 1957 г.); “…уверовал … во Владикавказской общине, имел родителей баптистов, и его отец перенёс все ужасы ссылки в Закавказье за свою твёрдость в исповедании баптистских принципов” (Н. В. Одинцов “Состояние дела Божия в России”, ж. “Баптист” № 1 за 1927 г.).

Итак, родившись в семье молокан, И. С. П. с 7 лет рос и воспитывался в семье христиан-баптистов. Насколько высока была духовность его метери, Аграфены Савельевны, мы видим из её сохранившегося письма к своим потомкам: “Не прилепляйтесь к поддельным драгоценностям. Они быстро привлекают и быстро исчезают … Надо быть сыном Отца Небесного, быть Его храмом. Размышляйте, родные мои, о необходимости рождения свыше…” (В. Попов “Жизнь и деятельность И. С. Проханова”, ж. “Сеятель Истины” А& 7-8 за 1993 г.). Это – размышления и советы не молоканского убеждения, а евангельско-баптистского. Автор этой статьи о И. С. П. не только имел в руках её письмо, но и слышал свидетельства родственников, какой она была молитвенницей: “Чем ближе она подходила к концу земного поприща, тем сильнее он (дух молитвы Л. К.) возгорался. Накануне переселения … уста её шевелились непрестанно. Родные и близкие, склонившись у изголовья, улавливали имена детей”. Их у неё было трое: Иван, Александр и Василий. Все они, как пишет В. Попов, были верующими и “исключительной духовной одарённости”: Иван – организатор русского евангельского движения, Александр -доктор медицины и редактор духовного журнала, Василий – миссионер. Трижды жизнь Ивана была на грани смерти: в 10-дневном возрасте (от болезни), в ранней юности от попытки самоубийства во время “страшной депрессии”, вызванной увлечением философией пессимизма, и в 1898 г. – при санитарном уходе за больными (эпидемия дизентерии) духоборами – иммигрантами на о. Кипре, Греция (с. 32, 49, 110). И только благодаря не ослабевающим молитвам родителей он оставался жив. Это всегда помнил и сделал правильные выводы сын, посвятив себя на служение Христу и ближним. Благодаря высокому достатку семьи (до ссылки отец образцово вёл хозяйство, потом – Василий ) И. С. П., окончив реальное училище (почти равное программе гимназии), смог продолжить в 1888 г. своё образование в Технологическом институте в Петербурге и окончить его в 1893 г. с дипломом инженера-механика. В связи с участием И. С. П. в течение всех студенческих лет в духовной жизни петербургских верующих, а особенно за организацию первого в истории ЕХБ духовного журнала “Беседа” и активности по сбору и публикации сведений о гонениях сектантов, за ним в 1894 г. началась слежка тайной полиции (отец в этом же году был сослан в Герусы). “… братья сильно настаивали, чтобы я ухал заграницу, советовали мне там опубликовать информацию о преследованиях в России, чтобы сохранить духовную и финансовую помощь братьям и посылать из-за рубежа литературу” (с. 93). Братья (совет “Беседы”) приняли решение перенести журнал в г. Стокгольм (Швеция), для чего туда выехала сотрудница “Беседы” с. Кирхнер Е. В. (член Саратовской общины баптистов), а позже издание журнала было перенесено в Лондон. Как упомянуто в биографии В. Г. Павлова, во время его иммиграции в г. Тульчу (Румыния), находясь там пресвитером немецко-русской общины баптистов, он, получая из России сообщения о гонимых, пересылал их в ж. “Беседу” в Лондон.

В янв. 1995 г. при помощи братьев Стремоухова (пресвитер пашковцев в Гельсинфорсе) и барона П. Н. Николаи И. С. П. выехал нелегально (без заграничного паспорта) через Финляндию в Стокгольм. В Финляндии, ожидая навигации из портового г. Або, он несколько недель жил в гостеприимном доме П. Н. Николаи (позже он был одним из преподавателей на Библейских курсах в Петербурге, организованных И. С. П.), – из-за конспирации находился безвыходно. Это время И. С. П. максимально употребил для поэтического творчества: были приведены в порядок ранее сочинённые и написаны новые стихи (в частности, “К неземной стране…”), которые стали текстами для духовных песен, позже (в 1902 г.) изданных в его первом сборнике под названием “Гусли”. Есть основание полагать, что с этого времени началась особенно интенсивная творческая работа И. С. П. как поэта-песенника, и этот труд его продолжался почти всю последующую жизнь (поэтический дар у него проявился уже в ранней юности, а особенно, после уверования) и был настолько феноменально результативным, что к концу 20-ых годов количество его опубликованных текстов для песен (кроме стихотворений для декламации) было – 1037: из них оригинальных – 624 и переведённых с разных языков – 413. Целая группа верующих композиторов была приглашена И. С. П. для приискивания готовых и сочинения новых мелодий. Назовём некоторых из композиторов: И. П. Перк, сын регента Самарской ц. ЕХБ; А. И. Кеше – сын регента немец, бапт. ц. в Петербурге; К. Г. Инкис, латыш -баптист, Казаков Н. А. и др.

Как только началась весенняя навигация, И. С. П. пароходом прибыл в Стокгольм, далее – в г. Гамбург (Германия), далее через Париж, где его брат Александр проходил медицинскую практику, – прибыл в Лондон, куда позже прибыл и Александр. Своё пребывание заграницей И. С. П. решил максимально использовать для получения богословского образования и хотел поступить в Лондонский У-т, но по совету д-ра Бедекера и квакера г-на Брукса решил год поучиться в Бристольской баптистской семинарии. После этого, при содействии упомянутых братьев, переехал в Берлин и один семестер (почти полгода) посещал лекции в Берлинском У-те (ф-т Богословия), проживая при баптистской миссии для Камеруна; наконец, полгода посещал ф-т Протестантского богословия в Париже. “Вначале мне было трудно понимать смысл лекций, но я очень интенсивно изучал языки, и это помогло мне в изучении богословия. Так что я в конце мог совершенно спокойно говорить и понимать, когда лекции читались на немецком или французком языках … профессор… истории опубликовал… о гонениях штундистов… я имел большую переписку и часто посылал финансовую помощь для гонимых… в России… почувствовал, что мне больше нельзя оставаться заграницей и что пришло время вернуться в Россию и возобновить там свой труд” (с. 101, 102). Прогресс в изучении языков способствовал успеху в углублённом понимании духовных песен на английском, французском и немецком языках для перевода их на русский, над чем он усиленно потрудился в последующие годы. Бог услышал его молитву и желание возвратиться для духовного труда на родину, и через о. Кипр (Греция), где, несмотря на заболевание, с честью выполнил поручение братьев – квакеров (уход за больными духоборами до их отплытия в Канаду), он возвратился домой во Владикавказ. Дома некоторое время И. С. П. был под надзором полиции, а потом получил право на свободное передвижение по стране. Воспользовавшись этим, он устроился на государственную службу в Риге, но из Рижского Политехнического и-та, с преподавательской работы, был уволен как лидер штундизма. А раньше, по возвращении из заграницы, он посетил ссыльного отца и братьев в Герусах, передав им помощь из заграницы и ободрив их надеждой.

В 1901 г. он женился на члене Тифлисской ц. баптистов Анне Казаковой, искренней христианке, талантливой музыкантше, знающей европейские языки.
После женитьбы И. С. П. получил место инженера в компании “Вестингауз” и переехал с женой в Петербург. В 1902 г. ему посчастливилось в государственной типографии напечатать 20 тыс. экземпляров первого своего сборника духовных песен “Гусли”. Только быстрое распространение в разных местах и общинах уберегло “Гусли” от конфискации, все они стали достоянием ев.-баптистских общин в России, чем принесли большую известность автору (с. 119, 120).

В 1904 – 1905-ом годах он издал сборник христианских стихотворений (не для пения) – “Струны сердца”. В 1907 г. мы встречаем И. С. П. среди передовых братьев из пашковцев, баптистов, молокан и пресвитериан, собравшихся в общине бр. И. В. Каргеля в Петербурге на Объединённый съезд, целью которого было использовать открывшиеся возможности для свободного служения сектантских общин и ходатайствовать сообща об их расширении. И. С. П. получил почётное поручение передать, вместе с бр. Долгополовым В. И. и Богдановым А. Д., составленную съездом петицию министру внутренних дел. И в последующие годы, с 1907 по 1911-ый, И. С. П. неутомимо трудился по правовой защите гонимых сектантов, притесняемых на местах духовенством и чиновниками, вопреки царскому Манифесту от 17 окт. 1905 г. и указу от 17 окт. 1906 г. Изданная им в эти годы брошюра “Закон и вера” придала его личности авторитет как наиболее компетентного в этой области. Росту его авторитета среди верующих ЕХБ (с 1905 г. по 1909 г. общины Союза баптистов именовались, по решению съезда в 1905 г. в Ростове н/Д, тремя словами -евангельские христиане-баптисты) способствовали периодические издания: с января 1906 г. он начал издавать ж. “Христианин”, а с 1910 г. – христианскую газету “Утренняя звезда”; в них также публиковались сообщения о нарушении прав верующих ЕХБ, что способствовало расширению свободы их богослужебных собраний.

Годы с 1910 по 1913-ый стали для И. С. П. кульминационными в его песенном творчестве и опубликовании новых сборников: “Новая арфа”, “Новые напевы”, “Песни христианина”, “Тимпаны”, “Кимвалы”, “Заря жизни”, “Песни первых христиан”. С ними верующие церквей ЕХБ получили песни в чисто-евангельском духе буквально на все случаи церковной и внецерковной жизни. Кроме собранных песен других авторов, только сочинённых и переведённых им, И. С. Прохановым, было к концу 20-ых годов свыше тысячи. Чтобы их назвать, проанализировать их содержание и форму, при каких обстоятельствах они были написаны, понадобилась бы не одна сотня страниц. Вот что написал он в своих воспоминаниях о песенном творчестве этих лет: “Музыка должна иметь такой же характер, как содержащее радость Евангелие … Когда эта концепция … песни и музыки пришла ко мне, я начал действовать. Все мои гимны выражали победную веру Евангелия… Я объяснил мои идеи брату Инкису (Карлис Г. Инкис, латыш-баптист, автор большинства мелодий на слова И. С. П., окончил Петербургскую консерваторию, умер в 1918 г. Л. К.) и другим русским композиторам … чтобы вдохновить их на новое направление в духовной музыке … Число гимнов постепенно возрастало … Издано … не менее десяти книг гимнов…” (с. 143). Братья – композиторы (Да будет память о них благословенна! Да сохраняются свято их имена при нотных изданиях! ) при Божьем вдохновении прекрасно реализовали замысел И. С. П. Какой колоссальный труд был совершён И. С. П., композиторами и помощниками, чтобы в 1927 г. появились в свет десять тысяч экземпляров этого нотного, трёхтомного “Десятисборника” в прекрасном переплёте! (Спасибо за материальную помощь заграничным верующим!. Я видел в 40-ых годах этот трёхтомник в доме одного брата, регента 20-ых годов, и мне запомнилось, как бережно он сохранял их – эти три тома духовных евангельских песен). Неоспоримо, что высший героизм веры в отдаче жизни своей в мученичестве за Христа! Но есть героизм веры и в самоотверженном труде для Церкви Христовой, для Братства, как сказал Христос: “Что сделали для братьев моих, то сделали для Меня” (Матф.25:40).

Я отношу это к авторам “Десятисборника” и, прежде всего, к И. С. Проханову. Назовём хотя бы некоторые его гимны, ставшие неотъемлемыми в наших богослужебных собраниях: переводные – “Слушайте повесть любви…”, “Люблю, Господь, Твой дом”, “Не пройди, Иисус, меня Ты”, “Великий Бог”; оригинальные – “Взойдём на Голгофу”, “О, образ совершенный”, “За евангельскую веру”, “Как тропинкою лесною”.
Но этот большой и благословенный вклад И. С. П. в общее многотысячное песенное творчество Братства ЕХБ в России был не единственным в его неутомимой жизненной деятельности. Были у него и другие идеи и программы, которым было отдано много времени, сил и здоровья. Опишем их кратко. Девятнадцать лет (с 1909 г. по 1928-ой) напряжённой деятельности было посвящено созданию, руководству и расширению Союза общин евангельских христиан (без слова “баптисты”), бессменным председателем которого он был все эти годы (и бессменным председателем всех съездов этого Союза, а их было проведено десять). Несколько послереволюционных лет были посвящены попыткам реформировать в евангельском духе некоторые ветви расколовшегося после революции 1917 г. православия; в 1922 г. И. С. П. распространил среди православных христиан 100 тыс. экз. своей статьи “Евангельский клич”. Не покидала его после 1917 года идея “реализовать наш идеал жизни не в старых городах и деревнях … а в новой форме … Город, где должны быть осуществлённые новые принципы, должен называться город – Солнца или город – Евангелия (с. 225). В 1927 году он с группой братьев ев. хр. предпринял путешествие в Сибирь, и на стыке двух рек, Бия и Катунь, было посажено ими “несколько дубовых деревьев, закрепляя место будущего города” (там же). Родилась и рассматривалась на 10-ом съезде в 1926 г. идея преобразования В.С.Е.Х. во Всемирный союз евангельских христиан (“История ЕХБ в СССР”, стр. 205). Но так как об этих, вышеназванных, идеях и мероприятиях в братской литературе (в частности, периодической), издававшейся в 20-ые годы, мы читаем совершенно несходные отзывы и характеристики (даже полярные), то мы не будем их цитировать, а будем надеяться услышать единственно верную оценку от Главы Церкви, перед судилище Которого всем нам должно явиться (2Кор.5:10).
Кроме стихотворного наследия, И. С. П. оставил огромное количество других письменных трудов: брошюр, статей, книг – “Вероучение ев. хр°-н”, “Краткое учение о проповеди” (“Гомилетика”), “В котле России”.

В 1928 г. И. С. П. выехал заграницу – “Я собирался вернуться не более, чем через год… 8 апреля 1929 г. … в России был опубликован закон, который … стал началом жестоких преследований христиан. Я вскоре получил письма, которые извещали меня о страданиях братьев и просили помощи … Я понял, что была воля Божья остаться заграницей, чтобы попытаться организовать постоянную помощь страждущим во время этих гонений” (с. 246).
Суждено было И. С. П. за дело Христово дважды при советской власти быть в тюрьме. Первый раз – в мае 1921 г., когда он, вместе с 47-ью участниками 6-го Всероссийского съезда христианской молодёжи (без баптистов), был арестован работниками Ч.К. (госбезопасность). После 3-недельного заключения 35 чел. были отпущены (это было в г. Твери), а. 12 старших братьев, в том числе И. С. П., продержали в заключении три с половиною месяца.
Второй раз – в 1923 г. вместе с бр. Дубровским В. А.; их продержали несколько недель в Москве, в Бутырке (центральная тюрьма Ч. К.).
Не обошли стороною И. С. П. и личные трагические утраты (как и В. Г. Павлова во время второй ссылки): в 1919 г. умерла его жена от эпидемии в г. Владикавказе (всего 18 лет они прожили в браке), а в 1926 г., когда И. С. П. был заграницей, на квартире Прохановых от случайного выстрела погиб его младший сын.

Всё это и многое другое, нам неизвестное, сказалось на его здоровье в 30-е годы, -об этом и последних часах его жизни мы приведём сокращённую выписку из статьи “И. С. Проханов” (К столетию со дня рождения) из ж. “Братский вестник” за 1969 г.: “Воспаление лёгких, сахарная болезнь и заражение крови привели его деятельную жизнь к быстрому концу… Перед своей кончиной он обратился с прощальным письмом ко всем детям Божьим. В этом письме он писал, что наступает и его черёд перейти в вечность. Но пока не зашло солнце его земной жизни, он просит прощенья У всех, кого он чем-либо обидел или огорчил. Со своей стороны он прощает всякому он сказал: “…вообще наступает время объявить евангельскую амнистию всем работникам Евангелия и всем другим во всём, что было нехорошо …” Вдали тихо звучало духовное пение собравшихся верующих (Берлинской общины ев. хр. Л. К.)… Ещё один последний вздох, – и жизнь угасла … Это произошло в воскресенье б октября 1935 года… Господи, Тебе угодно было дать нам дорогого брата, Ты и взял его к Себе. Да будет имя Твоё благословенно” (Иов.1:21).
(И. С. Проханов “В котле России”, 1992 г.; статья “И. С. Проханов”, ж. “Братский вестник” за 1969 г.; В. Попов ст. “Жизнь и деятельность И. С. Проханова”, ж. “Сеятель Истины” № 7-8 за 1993 г).

Источник: Помни свой путь – 52 биографии

5 1 Дай свой голос
Article Rating
Subscribe
Notify of
guest

0 Comments
oldest
newest most voted
Inline Feedbacks
View all comments